Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные




НазваСрля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные
Сторінка1/5
Дата конвертації26.10.2013
Розмір0.53 Mb.
ТипДокументы
mir.zavantag.com > Литература > Документы
  1   2   3   4   5

  1. СРЛЯ как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные варианты.

  2. Письменно-книжная и устно-разговорная разновидности литературного языка. Система стилей. Язык художественной литературы как открытая система.

  3. Фонетические единицы русского языка.

  4. Звуковой состав русского литературного языка. Соотношение букв и звуков.

  5. Система гласных звуков. Законы, действующие в области гласных.

  6. Система согласных звуков. Фонетические процессы и законы, действующие в области согласных.

  7. Артикуляционная и акустическая характеристика гласных звуков.

  8. Артикуляционная и акустическая характеристика согласных звуков.

  9. Позиционные и исторические чередования звуков.

  10. Деление фонетического слова на слоги. Основной закон русского слогоделения. Типы слогов.

  11. Характер русского ударения. Виды ударения, основные функции. Причины нарушения акцентологических норм.

  12. История русской графики. Современный русский алфавит. Принципы русской графики. Основные этапы развития письма. Графики и алфавиты.

  13. Понятие об орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм. Причины их появления.

  14. Особенности произношения гласных и некоторых согласных звуков в русском языке. Произношение отдельных грамматических форм.

  15. Особенности произношения групп согласных.

  16. Особенности произношения заимствованных слов.

  17. Стили произношения (по Щербе и Аванесову), их отличительные особенности.

  18. Понятие фонемы, ее функции. Система фонем в русском литературном языке. Понятие сильной и слабой фонемы. Московская и Ленинградская фонологические школы. Фонематическая транскрипция.

  19. Звуковой символизм. Основные исследования по этой проблеме.

  20. Звуковая инструментовка текста. Основные приемы звукописи.

  21. Словообразование как учение о структуре слова и законах их образования. Основные понятия (термины) словообразования.

  22. Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке.

  23. Понятие основы. Виды основ. Отличие производящей основы от производной. Словообразовательный и морфемный анализ производных слов.

  24. Исторические изменения в составе слова.

  25. Морфонологические особенности русского словообразования.

  26. Чередование гласных и согласных при слогопроизводстве.

  27. Комплексные словообразовательные единицы. Словообразовательная пара и цепочка.

  28. Словообразовательная парадигма и словообразовательное гнездо. Типы гнезд в русском языке.

  29. Узуальные, потенциальные и окказиональные слова.

  30. Индивидуальное словотворчество.

  31. Словообразовательный тип, словообразовательное значение. Классификация словообразовательных типов по их продуктивности.

  32. Способы словообразования. Морфологический способ и его разновидности.

  33. Неморфологические способы русского словообразования.

  34. Сложные слова. Аббревиатуры, их типы.

  35. Полисемия и омонимия словообразовательных морфем. Вариантные и синонимичные морфемы.

  36. Словообразовательные словари и словари морфем.

  37. Словообразование существительных.

  38. Словообразование прилагательных.

  39. Словообразование глаголов и наречий.

  40. Стилистические ресурсы русского словообразования.


СРЛЯ как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные варианты.

Существует 2 подхода изучения языка:

- диахронический

- синхронный

СРЛЯ — с одной стороны, «от Пушкина до наших дней»; с другой, язык середины 20 века. Однако после 90-ых годов (перестройки) язык сильно меняется, поэтому можно рассматривать его и только с 80-ых годов 20 века.

Русский как национальный язык сформировался в 14-17 веках.

Функции:

- национальный русский язык

- средство межнационального общения

- один из мировых языков и языков ООН и Юнеско

Литературный — обработанный национальный язык с соблюдением всех правил этого языка. Нормированный язык.

Нормы:

- орфоэпические (произносительные): нормы произношения, ударения, интонационные, грамматические и стилистические

- грамматические: нормы орфографии, пунктуации, грамматические и стилистические

- лексические

- словообразовательные

Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа.

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, средства массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых–языковедов.

Угрозы языку 90-ых годов:

- канцеляриты (штампы)

- проникновение разговорной речи

- заимствования
^ Письменно-книжная и устно-разговорная разновидности литературного языка. Система стилей. Язык художественной литературы как открытая система.

Выделяем пять основных функциональных стилей:

- научный,

- официально-деловой,

- публицистический,

- разговорный

- художественный (может включать в себя каждый из вышеупомянутых)

Письменная разновидность русс.языка представлена произведениями, предназначенными для печати, обработанные, в соответствии с требованиями письменной нормы. Под письменным литературным языком подразумевают совокупность стилей письменных стилей языка. Сюда входит художественная литература, научная литература, публицистика, официальные деловые тексты. Все произведения письменного литературного языка могут быть озвучены, но от этого они не перестанут принадлежать к письменной форме.

Разговорная разновидность в отличии от письменной отличается непринужденностью и неподготовленностью. Для нее характерны особенные синтаксические конструкции, особая фонетика и интонация, особый отбор слов. Разговорные варианты более экспрессивно окрашены, более выразительные и обладают оценочными значениями. В русский литературный язык так же входит специальная речь. Она представляет специфические выражения в узких сферах деятельности людей, например научно-технические термины.

^ ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Язык науки и деловой документации и язык художественной прозы и поэзии нельзя рассматривать как явления одного порядка. Художественный текст не имеет определенного лексического и грамматического набора средств, которая обычно отличает одну разновидность от другой. Язык художественной литературы является открытой системой и не ограничен в использовании любых языковых возможностей. Важнейшим элементом является художественная целесообразность. Для языка художественной литературы характерны тонкие смысловые и стилистические оттенки.
^ Фонетические единицы русского языка.

Фонетика (phone — звук) — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Описательная фонетика работает с точки зрения синхронии. Есть так же историческая фонетика, сопоставительная и социофонетика (варианты произношения).

Методы изучения звука:

- наблюдение (основной)

- инструментальный

Звуковой поток делится на фонетические единицы:

- речевая фраза

- речевой такт

- фонетическое слово

- слог

- звук

Фраза — отрезок речи, представляющий законченную мысль; отделяется длительной паузой (||). свойственно фразовое ударение: «уже вечерело ||, солнце скрылось | за небольшую сосновую рощу |, лежавшую в полуверсте отсюда».

Такт — незаконченная по смыслу фраза; вариативен, выделяться акцентом/интонацией. Обозначается (|), субъективен. Изменение границы влияет на смысловую составляющую фразы.

Фонетическое слово — часть такта, произносимая на одном словесном ударении: за небольшую → занебольшую, в полуверсте → вполуверсте. Праклитики — чаще предлоги, частицы, иногда местоимения; безударные, примыкают к последующему ударному слову. Энклитики — безударны, стоят после ударного слова и примыкают к нему: знАл ли ты → зналли ты.

Слог — часть фонетического слова, произносимая одним ударным толчком.

Звук — мельчайшая единица, уловимая слухом. Факт произнесенного и услышанного, а не записанного.

^ Звуковой состав русского литературного языка. Соотношение букв и звуков.

В русс.языке от 37 до 43 звуков:

  • 5 или 6 гласных: а, э, о, и, у, + ы (М.шк не выделяет Ы, т.к. она считается вариантом И)

  • 12 пар по тв./мг.: п, б, м, в, т, д, з, с, р, л, н, ф + их мягкие варианты

  • 3 всегда твердых: ж, ш, ц

  • 2 всегда мягких: ч, j

  • к, г, х

32 согласных звука + к', г', х' + гласные = 37 + ж' и ш' (долгие мягкие) + ы= 43

Звуки речи – наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы – условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать: тОвар – т[А]вар.

Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками. Эти йотированные буквы обозначают: – один звук после мягкого согласного: [э] ([м’эл]); [о] ([л’от]); [у] ([л’ук]); [а] ([м’ач’]); – два звука.

Ь и Ъ не являются звуками, сочетание тс дает звук [ц], буквенное сочетание сч дает звук [щ’].
^ Система гласных звуков. Законы, действующие в области гласных.

Редукция (сокращение звука). Чем дальше звук от ударения, тем он короче.

Виды редукции:

- качественная: о, а, э

- количественная: и, у, ы

Позиции:

- сильная: tA, tO, tЭ

- слабее: t^

- слабая: tъ, tь

- заударная: tъ, tь

От закона редукции есть отступление: оборОта → ^б^рОтъ. - крышечка в абсолютном начале слова.

жи, ши — жы, шы.

Гласные после шипящих: жена — жыэна.

После мягких согласных: весна — в'иэсна.

Падежные окончания существительных и глаголов, где есть графическое окончание Я, пишется задненебный редуцированный Ъ: буря — бур'ъ.

J: 1) й, 2) е, ё, ю, я | ёлка — jолкъ, 3) после разделительного и твердого знака | съел — cjэл.

J бывает сильным и слабым: перед ударением — сильный (Юля — Jу...); после — слабый (юла — iу).

Оккомодация (огубление) — напряжение звука: у — всегда, о — под ударением.

^ Система согласных звуков. Фонетические процессы и законы, действующие в области согласных.

Закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть [rpyc'т']. Происходит перед: 1) паузой (пришел поезд), 2) перед словом с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, J или В (род ваш — рот ваш).

Ассимиляция (уподобление одного звука другому) – с[з]бить, сказ[c]ка. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример — гармония гласных).

Диссимиляция (расподобление: два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше) – бомба. Все парные по звонкости и мягкости оглушаются: мозг[ск]

Аккомодация – согласные влияют на произношение гласных или гласные влияют на произношение согласные: там и том. Мягкие согласные влияют на произношение гласных: спал и спа˙ли ([a] продвигается вперед), няня (долгота Н). Если 2 звука сливаются, появляется звук ц: строятся. Гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними (рад—ряд, лот—лёд, лук—люк)

Проклитика: полная (безударная примыкают к ударным) и относительная (безударные прим к удар, но при этом кач-во безударных не меняется). Союз НО и ТО – проклитика, но относительные, они меняются звучание гласного. Еще пример проклитики относит: мы с Ирой.

^ Диереза – один звук выкидывается, образуется другой звук: сердце [с’эрцъ]

Эпентеза – вставка звука там, где его не было: бобр – бобер, огнь – огонь, предать-передать.

Протеза – приставка звука в начале слова: восемь – осьминог.

Метатеза – взаимная перестановка звуков или слогов в словах на почве ассимиляции или диссимиляции: футляр (из нем. Futteral), тарелка (талерка).

^ Артикуляционная и акустическая характеристика гласных звуков.

Акустические свойства - высота (определяется частотой колебаний воздушных частиц), сила (определяется амплитудой колебаний) и тембр (создается сочетанием разных колебаний) звука. Звук – сочетание многих колебаний, самые существенные из них, определяющие тембр звука, называются формантами. От частоты и силы этих формант зависит и определение звука. Акустическая классификация так же, как и артикуляционная, исходит из дихотомического принципа, причем в одну группу могут входить и гласные и согласные.

1) вокальные (образуемые тоном или при его значительном участии тона): все гласные и все сонорные, невокальные (образуемые шумом или при подавляющей доле шума): все шумные согласные;

2) консонантные (от лат. consonans – согласный звук) характеризуются небольшой силой, а следовательно, небольшой слышимостью): все согласные, неконсонантные характеризуются большей силой, чем консонантные: все гласные;

3)высокие: гласные переднего ряда [э], [и], переднеязычные согласные [с], [з], [ж], [ш] и среднеязычный согласный [j], низкие: гласные среднего и заднего ряда [а], [о], [у] [ы], губные согласные [м], [в], [ф], [п], [б] и заднеязычные согласные [г], [к], [х];

  1. компактные (их форманты сравнительно недалеко отстоят друг от друга): гласные нижнего и среднего подъема [а], [э], [о], переднеязычные согласные [с], [з], [ж], [ш], среднеязычные [j] и заднеязычные [г], [к], [х];

5) диффузные (от лат. diffusio – распространение, растекание, их форманты далеки друг от друга или от центра речевого спектра): гласные верхнего подъема, [и], [ы], [у], губные согласные [м], [в], [ф], [п], [б] и зубные [с], [з], [л], [н], [т], [д], [ц] ;

6) диезные (от гр. diesis – полутон; диез - музыкальный знак, обозначающий повышение звука на полтона): мягкие согласные [п'], [б'], [т'], [д'], [к'], [г'] и др., так как у них хотя бы одна форманта из сочетания многих колебаний, составляющих звук, выше, чем у соответствующего недиезного звука; недиезные: твердые [т]. [д]. [с], [з], [н], [л] и др.;

7) бемольные (от итал. bemolie – муз. знак, обозначающий понижение на полтона): огубленные гласные [о], [у] и согласные, стоящие перед этими гласными, так как у них хотя бы одна форманта из сочетания многих колебаний, составляющих звук, ниже, чем у соответствующего небемольного звука; небемольные: неогубленные гласные [а], ]э], ]и], ]ы] и согласные, стоящие перед ними;

8) прерванные (звуки, у которых начало характеризуется большим расходом энергии, который затем не возрастает): все смычные согласные [п], [т], [н] и др., непрерванные: гласные и щелевые согласные [л], [с], [ж], [х] и др.;

9) резкие (звуки, характеризующиеся неоднородностью расхода энергии на протяжении звука): аффрикаты [ц], [ч], дрожащие [р], [р'], нерезкие: щелевые [j], [в], [с], [л] и др., носовые [м], [н], [м'], [н'], взрывные [к], [г], [т], [б] и др.;

  1. звонкие (в их образовании участвует голос): все гласные и согласные [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з], глухие (в их образовании не участвует голос): [с], [т ], [х ], [ч], , [ш], [ц], [ф ].



^ Позиционные и исторические чередования звуков.

Чередованием - закономерная взаимозамена одной фонемы другой в пределах одной и той же морфемы - мельчайшей значимой единицы языка. Чередования звуков проявляются в процессах формообразования и словообразования. В зависимости от того обусловлены ли они фонетическим положением звука в слове (фонетической позицией) или нет чередования подразделяются на фонетические (позиционные) и исторические (традиционные, морфологические).

ФОНЕТИЧЕСКИЕ: взаимосмена фонем, которая вызывается действующими в современном языке фонетическими законами. Они обусловлены позицией звука в слове (конец слова, место по отношению к ударному звуку, соседство других звуков и т. д.), проявляются только в произношении (в устной форме речи) и не отражаются в буквенной записи. Например, при словоизменении существительного гриб отмечается чередование согласных фонем б//п в зависимости от их положения на конце слова или перед гласным звуком - [гр'ип] или [гр'иба]. В зависимости от положения по отношению к ударению наблюдаем чередование гласных о//а в словоформах [стол] - [стала]. Чередование д//т в приставке под- объясняется качеством следующего за ней звука - [падб'ит'], но [паткават'].

ИСТОРИЧЕСКИЕ (фонетически не обусловленные): чередования, которые в СРЯ не зависят от положения чередующихся звуков в специальных фонетических условиях. Они возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме. Следовательно, они проявляются как в устной, так и письменной речи. Как правило, исторические чередования наблюдаются в корнях слов, однако возможны чередования гласных с нулем звука и в некоторых суффиксах. В приставках отмечаются лишь отдельные случаи чередований: вознестись - взлететь (о//# - чередование о с нулем звука), передать - предать (пере//пре - чередование полногласных и неполногласных сочетаний). Исторические чередования изучаются в разделах "Словообразование" и "Морфология". Разграничиваются три вида исторических чередований: 1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука), 2) чередования согласных и групп согласных, 3) чередования полногласных и неполногласных сочетаний.


^ Деление фонетического слова на слоги. Основной закон русского слогоделения. Типы слогов.

Слог не имеет фонологической природы, не связан со смыслоразличением, с морфемой. Слог – речевая единица, наименование единицы речи. Без гласного нет слога.

Экспираторная теория – теория выдоха. По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя — столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова,в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» — два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» — напротив: один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слогоделения: Р.И.Аванесов. Волна сонорности (звучности). Наиболее звучный образует звук, остальные неслоговые. Максимальной звучностью обладают гласные. В некоторых словах сонорные могут быть слогообразующими: жи-знь,рвы,мысли,казнь. В одном слоге мб два гласных звука (дифтонг) – ле[ие]с.

Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это — пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0.

По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает.

По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

^ Слоги бывают прикрытые (го-ло-ва)/неприкрытые(начиная с гласного: а-ист)

Основной закон слогораздела – закон восходящей звучности.

Граница слогораздела на стыке наиболее звучных с наименее звучными звуками.

t – любой глухой и звонкий согласный

l – любой сонорный

a – любой гласный

a|tta

a|lla

a|tla

al|ta исключение! – вол|ки,

тай|на – слабый йот

На стыке морфем: ру|сский и Руз|ский, но возможны варианты.
  1   2   3   4   5

Схожі:

Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconВопросы к экзамену по исторической грамматике Предмет исторической...
Основные особенности фонетической системы древнерусского языка к моменту начала письменности (к. 10-нач. 11 вв.). Фонетическая структура...
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconВопросы к экзамену по основам построения юридически значимых текстов
Понятие функционального стиля. Стили русского литературного языка (общая характеристика)
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconУголовное право как отрасль и наука: понятие, предмет, метод, система
Объект и предмет преступления: понятие, виды, значение. Соотношение объекта и предмета преступления
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconВопросы к экзамену по лексикологии (озо, 2 курс) Лексикология как...
Слово – основная единица языка. Основные свойства слова как значимой единицы языка. Структура содержания слова (ЛЗ, гз, внутренняя...
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconУчебно-методический комплекс дисциплины ддп. Ф. 13. «История зарубежной литературы»
Тема Введение. XVII век как культурно-исторический феномен. Своеобразие литературного развития в ХVII веке. Основные литературные...
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconУчебное пособие по грамматике чешского языка минск

Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
Понятие, предмет и метод отрасли конституционное право. Нормы конституционного права
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconБилеты по Истории языка
Понятие лингвистических и экстралингвистических факторов, влияющих на развитие языка. Примеры
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные iconПонятие, предмет, нормы, источники международного публичного права
Понятие международного права, отличие международного права от международных отношений, международного публичного права от международного...
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литературные icon1. Понятие и предмет административного права. Административное право
Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка