Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства




Скачати 92.53 Kb.
НазваАрхитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства
Дата конвертації21.06.2013
Розмір92.53 Kb.
ТипДокументы
mir.zavantag.com > Литература > Документы

Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства


Хронология

989 - 996 гг

Сооружение Десятинной церкви

1017-1037 гг

Сооружение Софийского собора, строительство укреплений вокруг «города Ярослава», «Золотых ворот» в Киеве

1073-1078 гг

Строительство Успенского собора Печерского монастыря в Киеве

1108 - 1113 рр.

Строительство Михайловского Златоверхого собора Михайловского монастыря в Киеве

1157

Строительство Успенского собора в Галиче

Основные понятия и термины

Иконы - в переводе с греческого "изображение, образ" - изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий Священного Писания. Иконы творили по определенным правилам - канонам, которые нельзя было изменять. В этом одно из главных отличий иконы от картины.

Молитва - устоявшийся текст произносится верующими при обращении к Богу, Иисусу Христу, Святого Духа, Пресвятой Богородицы, святых. Общение человека с Богом

Оранта - икона Богоматери, которая молится, воздев руки вверх

Мозаика - техника украшения пола и стен, по которой на цементную основу в определенном порядке выкладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла - смальты.

Фреска - картина, нарисованная специальными красками на сырой штукатурке.

Книжные миниатюры - иллюстрации, которыми украшали рукописные книги

Паникадило - люстра в православном храме со многими свечами или лампадами

фибула - металлическая застежка одежды, которая является одновременно украшением

1. Строительство крепостей и городских укреплений

  • Для древней Руси характерными были деревянные и земляные оборонительные укрепления.

  • Такие укрепления надежностью не уступали каменным, их было трудно разрушить и легко починить.

  • Главной частью городских крепостей в те времена были срубы - огородные .

  • Внутри их засыпали землей, а по бокам скрепляли земляными откосами со вспомогательными срубами.

  • Для предоставления откоса большей стремительности его иногда укрепляли со внешней стороны сырцового кладкой.

  • Собственно, откосы и образовывали земляные валы. Недоступности укреплением оказывали и рвы

  • Образцом древнерусских оборонительных укреплений, сохранившихся до наших дней, могут служить валы Белгорода (ныне село Белогородка Киевской области) - мощной крепости, заложенной Владимиром Великим

  • Кольцо городских укреплений имело несколько ворот. Ворота размещали в деревянных башнях или между двумя башнями.

  • надвратной башни иногда были каменными (Софийские ворота «города Владимира» в Киеве), в особых случаях над воротами строились жестокие церкви

  • Перед воротами через рвы были перекинуты деревянные мосты (Овруч), иногда поднимались специальными устройствами

2. Градостроительство

  • Крупные города состояли преимущественно из трех частей. Первая - это детинец, старейшая часть города, крепость, укрепленная стенами, валами и рвами.

  • Детинец города строились на возвышенностей, поэтому в старину его называли Горой .

  • На ребенку, или Горе строились княжеские и боярские дворы, важнейшие церкви и соборы.

  • Размеры детинца были разными: от 10 гектаров в крупнейших городах (Киеве, Переяславе) до 0,5-1 гектара в менее важных центрах.

  • Вторую часть города составлял окольный "город" (другое название - разделение )

  • Чаще всего его строили с напольной стороны детинца и тоже окружали укреплениями.

  • Эта часть города того достигала в крупных городах 50-100 гектаров.

  • Именно здесь жили ремесленники и купцы, здесь был торговая площадь, многочисленные церкви и монастыри.

  • Вне городскими укреплениями были пригород - стороны, или конце

  • Их заселяли ремесленники определенной специальности: кожевники селились у воды, гончары - у выхода глин т.д.

  • Застройка древнерусских городов была менее плотной, чем застройка городов Западной Европы и Византии. Зато оставалась земля для приусадебных садов.

  • Здания располагали рядами, между которыми оставляли проезд - улицу.

  • Направление улиц древнерусского города нередко зависел от рельефа местности.

  • Сходились они к торговой площади, возле городских ворот или детинца.

  • Главная улица в основном пролегала от главных ворот окольного "города" до детинца.

  • Улицы вимощувалы деревянными настилами. Впрочем, случалось мощения крупными каменными глыбами, обтесанными с лицевой стороны, или битым кирпичом

  • Основным материалом для городского строительства было дерево.

^ 3. Каменный храмовое строительство Киевской Руси

  • Камень в строительстве наши предки начали применять в 10 в.

  • древнейшую каменную постройку - княжеский дворец, была открыта археологами на Старокиевской горе.

  • В летописи это сооружение упоминается под 945 г.

  • течение 989-996 гг в Киеве из камня строили храм Богородицы , известный под названием Десятинной церкви - первый христианский каменный храм Киевской Руси.

  • Каменное строительство особенно оживилась во время княжения Ярослава Мудрого.

  • В Киеве тогда было построено крупнейший собор государства - Софию Киевскую , Золотые Ворота, храмы Георгиевского и Ирининской монастырей.

  • Строительство разворачивалось не только в стольном городе. В Чернигове князь Мстислав Владимирович 1036 заложил Спасо-Преображенский собор

  • Выдающимся памятником древнерусской архитектуры был Успенский собор Печерского монастыря, построен в течение 1073-1078 гг

  • Он стал своеобразным образцом храмовых сооружений. Так, в 1108-1113 гг великий киевский князь Святополк-Михаил Изяславич построил Михайловский Златоверхий собор, в значительной степени, хотя в несколько уменьшенном виде, повторял Успенский собор

  • Примечательно, что большинство известных ныне строящихся архитектурных памятников был сооружен во времена раздробленности.

  • Только в Киеве тогда построили 19 каменных сооружений. Над городом засияли, в частности, купола церкви Спаса на Берестове (1125 г.), Богородицы Пирогощи на Подоле (1136 г.), Кирилловской церкви и т.д.

  • Многие храмы появилось в Чернигове Совершенством и мастерством исполнения поражают Борисоглебский собор, Успенский собор Елецкого монастыря, Ильинская и Пятницкая церкви.

  • Возводя храмы, русские мастера применяли византийские приемы, унаследованные от архитектуры Древнего Рима.

  • Например, от стародавньоримськои техники происходит способ кладки из тонкого кирпича - плинфы - на известняковом растворе с примесью толченого кирпича

^ 4. Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества

  • Если на землях Волыни строители придерживались традиций, сложившихся на приднепровских землях, то в Галицкой земле применяли достижения романской архитектуры, распространенной в Венгрии, Чехии, Польши.

  • Особенностями галицкой архитектуры является чрезвычайное разнообразие типов сооружений, для отделки которых часто использовали белый камень и способ облицовки стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов, орлов, воинов, с растительным и геометрическим орнаментом и тому подобное. li>

  • Расцвета архитектура Галицкой земли достигла в 12 в. в княжение Ростиславичей. В стольных городах тогда появились каменные княжеские дворцы, каменные храмы, оборонительные сооружения.

  • известной достопримечательностью галицкой архитектуры является грандиозный Успенский собор в Галиче, построен в середине 12 в.

  • Величественный собор, который был чуть меньше Киевскую Софию, символизировал могущество Галицкого княжества и его обладателя Ярослава Осмомысла.

  • В соборе во время раскопок фундамента были обнаружены саркофаг самого князя

  • Единственным сооружением древнего Галича, сохранившаяся до наших времен, является церковь св. Пантелеймона, построена во второй половине 12 века (современное село Крылос Ивано-Франковской области)

  • В 13 в. значительным архитектурным центром был Холм, где продолжали развиваться традиции галицкой архитектуры.

  • К сожалению, ни одна из достопримечательностей Холмской архитектуры не сохранилась, но Галицко-Волынская летопись рассказывал о соборе Иоанна Златоуста, которую князь Даниил построил и восстановил после пожара Холма 1256

  • Среди сохранившихся храмовых сооружений Волыни старейшим является Успенский собор во Владимире, построенная за князя Мстислава Изяславича в 1160 г.

  • В 13 в. на Западной Волыни появился новый тип оборонительных сооружений - большие оборонительные башни-донжоны, построенные из камня или кирпича.

5. Образование

  • Из достопримечательностей тогдашнего изобразительного искусства всего впечатляют монументальные изображения мозаики и фрески , которыми украшались храмы.

  • Шедеврами мирового уровня является мозаики Софийского и Михайловского соборов в Киеве Техника исполнения мозаик, а также их художественные особенности подвергшихся воздействию византийских традиций, однако исследователи уверены, что их создавали и русские мастера.

  • Еще большей самобытностью отличались русские фрески - основной вид тогдашнего монументальной живописи.

  • Как и мозаики, фрески в русских храмах создавались по византийским традициям

  • Кроме мозаик и фресок, храмы украшали иконами

    • Первые иконы привозили на Русь из Византии. Случалось такое и позже. Так, уважаемой на Руси была икона Вышгородской Богоматери .

    • Ее привезли в середине 12 в. из Константинополя.

    • Она украшала храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде, откуда князь Андрей Боголюбский 1155 вывез ее во Владимир на Клязьме

  • В 2000 году на Волыни виднайшовся еще один шедевр константинопольского живописи 11 - 12 в. - Холмская икона Богородицы.

  • Источники сохранили сведения об одном из первых русских iконописцiв - киевского мастера Алiпiя.

  • От него берет свое начало знаменитая художественная школа Киево-Печерского монастыря.

  • Уникальной достопримечательностью этого живописной школы является икона Богородицы со святыми Антонием и Феодосием Печерскими , которое по современным исследованиям датируют началом 12 века

Традиционность тогдашнего изобразительного искусства связана с его церковным характером, ведь мозаиками, фресками и иконами украшались храмы. В основном на них изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, мучеников, библейские сцены и т.д. Для каждого из таких изображений существовали церковные предписания, выраженные в определенной иконографической традиции. Ведь главной задачей, поставленной тогда перед искусством, было наглядно раскрытия художественными средствами ведущих идей христианской веры.

  • Со временем, особенно в эпоху раздробленности и монгольского лихолетья, связи русского иконописи с византийской традицией начали слабеть.

  • Русские художники, не отвергая византийских предписаний, все увереннее творили собственную иконописную школу.

  • выдающейся и самой характерной достопримечательностью малярной культуры княжеской Украине в иконописи является найденная в середине 80-х гг 20 века и возвращено из забвения благодаря реставрации икона Богородицы (последняя треть 13 в.) из Успенской церкви в селе Дорогобуже на Волыни .

  • Известной иконой украинской живописи первой половины 14 в. является Богородица с Покровской церкви в Луцке

^ 6. Книжная миниатюра

  • Шедевром мирового искусства есть миниатюры «Остромирова Евангелия» (1056-1057 гг.)

    • Книгу украшали многочисленными инициалами, заставками и тремя страничными миниатюрами с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки

  • Интересным примером искусства книжной миниатюры являются «Изборник Святослава» 1073 г.

    • На втором листе этой книги, помещена миниатюра, на которой изображен князя Святослава Ярославича с семьей.

    • В "Изборнике" есть много и других разнообразных рисунков. Так на полях изображены знаки зодиака: Стрелец, Дева, Единорог, Рак и т.д.

  • Ценным памятником древнерусского книжного живописи являются страничные миниатюры, вшитые в латинский рукопись конца 10 в. - Трирский Псалтырь

    • Эту книгу привезла на Русь польская принцесса Гертруда, когда выходила замуж за великого киевского князя Изяслава Ярославича.

    • Между 1078 - 1087 рр. рукопись была дополнена молитвами за сына Гертруды Ярополка, а также пятью новыми миниатюрами с портретами княжеской семьи



7. Золотарство

  • Одним из распространенных видов металлообрабатывающего ремесла было художественное литье .

  • Древнерусские мастера отливали множество предметов - от крошечных пуговиц в церковных колоколов.

  • Примером художественного литья является большое медное паникадило, найденное в Киеве на Подоле.

  • Значительное распространение на русских просторах получили ковки и чеканки меди, серебра и золота.

  • Примером мастерского чеканки является икона апостола Павла, обнаруженная в Софийском соборе. Икону выполнено на очень тонкой медной пластинке и покрыт позолотой.

  • любили русские золотари украшать свои изделия инкрустацией золотом и серебром.

  • ювелирные изделия украшали также чернью, сканью, позолотой. Впрочем, в самых ценных вещах сочеталось несколько техник отделки.

  • Из украшений популярными были браслеты, колты, перстни

  • Но самым удивительным творением русских золотарей были перегородочные эмали

    • Техника эмалей пришло на Русь из Византии и была очень сложной.

    • О художественное совершенство киевских эмалей свидетельствуют, в частности, золотые колты

  • Уникальными изделиями золотарского искусства есть две золотые диадемы из княжеского парадного наряда, найденные в с. Сахновцы Черкасской области и Киеве




Архитектурные памятники Галицко-Волынского княжества



Успенский собор в Галиче Церковь Св. Пантелеймона в Галиче, 12 в.


Успенский собор во Владимире-Волынском (1160 г.)




Успенский собор во Владимире-Волынском Каменецкая башня-донжон (13 в.)

(вид с северо-западной стороны)




Схожі:

Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconПрограмма 050100. 68 Изобразительное искусство 1 курс Начало экзаменов...
Изобразительного искусства и народных ремесел, очного отделения, программа 050100. 68 – изобразительное искусство
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconКнига продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян"
Киевской Руси до принятия христианства. Автор показывает высокий уровень языческих воззрений и обрядов накануне крещения Руси, их...
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства icon«Задача» включения в Конституционный Акт «Союзного государства России...
«Родового Славянского Союза» «русь». Пользуясь главным для нас правовым документом «Договором о создании союзного государства», предусматривающим...
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconРасписание
Педагогическое образование (изобразительное искусство и мировая художественная культура)
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconРасписание
Изобразительного искусства и народных ремесел, очного отделения, программа 050100. 68 – изобразительное искусство
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconАрхитектура социальных сетей
Архитектура социальных сетей На примере соц сети Одноклассники: Слоеная архитектура
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconПлан Становление философской мысли в Киевской Руси. Философская система Г. Сковороды
Для украинской философии такими чертами, которые сформировались на основе украинского национального характера, так называемой «украинской...
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconРасписание зачетов и экзаменов зимней экзаменационной сессии 2012/2013 уч года
Изобразительного искусства и народных ремесел, очного отделения, направление 050100. 62 – педагогическое образование (изобразительное...
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconРасписание занятий факультета изо и народных ремесел мгоу на 1-е...
«педагогическое образование», профиль – «изобразительное искусство и мировая художественная культура»
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства iconРасписание занятий факультета изо и народных ремесел мгоу на 2-е...
«педагогическое образование», профиль – «изобразительное искусство и мировая художественная культура»
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка