Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения




Скачати 103.96 Kb.
НазваНаивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения
Дата конвертації19.09.2014
Розмір103.96 Kb.
ТипДокументы
mir.zavantag.com > История > Документы
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения народов и языков поволжских и сибирских татар.

Это вполне объяснимо: ведь стереотип мышления проявляется даже в более очевидных фактах относительно нашей истории, нашего развития. В борьбе противоположных взглядов в конечном итоге выкристаллизовывается истина, но хотелось бы, чтобы в этом споре было меньше бездоказательных голословных утверждений. Ведь даже современная литературная волжско-татарская письменность утверждалась в споре около ста лет и окончательно победила только в двадцатые годы нашего столетия. Сторонники чуждой простому народу письменности, основанной на арабском языке, утверждали, что народный язык этой роли не достоин.

Теперь примерно такой процесс повторяется у нас. Впервые этот вопрос был конкретизирован нами в статьях «Сибирские татары – кто мы», «Наш родной язык», «Зачем нам нужна автономия» в газете «Тюменская правда» от 22.06.88, 18.11.88, 18.02.89 гг. В этих статьях мы приводили выдержки из научных работ доктора исторических наук этнографа З. Соколовой (г. Москва), директора института языка, истории и литературы Казанского филиала Академии наук СССР, профессора М. Закиева, учёного-тюрколога по сибирским татарам, доктора исторических наук Н.А. Томилова, (г.Омск), где они доказывают о самостоятельности происхождения языка сибирских татар.

Теперь же мы приведём слова доктора исторических наук, этнографа Ф.Т. Валеева. Сам происхождением из сибирских татар, Ф. Валеев в течение сорока лет проводил исследовательские работы в полевых условиях. Вот его высказывания из реферата: «На основе разработанной советскими учёными теории этноса сибирские татары представляют собой самостоятельный этнос или этническую общность с присущими этносу устойчивыми признаками и свойствами, такими как язык и территория, экономическая общность, этническое самосознание, конфессиональная общность, эндогамия, а на раннем этапе развития этого этноса и социально-политическая общность, связанная с существованием такого этносоциального организма, как Сибирское ханство, представляющее собой отдельное государство. В заключении своей работы Ф. Валеев делает вывод: «…как в дореволюционный, так и в советский периоды не происходит консолидации сибирских татар вокруг волжско-татарской нации. Этому мешали такие факторы, как отсутствие общности территории, значительные расхождения в языке, относительная слабость экономических связей, некоторые особенности быта сибирских и поволжских татар»

В настоящее время у большинства сибирских татар наблюдается расплывчатое этническое самосознание. Да и откуда нам было знать всю правду о нашем происхождении? Всю правду знали и знают лишь историки-тюркологи. Самую плохую службу сыграло навязанное название «татары» вместо самоназваний многим тюркоязычным народам, сначала татаро-монголами, затем русским самодержавием. Как известно, до революции многие тюркоязычные народы – азербайджанцы, кумыки, балкары, карачаевцы и многие другие – тоже носили официальное имя – «татары», но после революции они вернули свои самоназвания. В трудные послевоенные год, в апреле 1946 года, в Москве была созвана научная сессия Академии наук СССР, на которой был рассмотрен вопрос о происхождении поволжских татар. Итог этого форума: современные поволжские татары не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар (булгар). Но кому выгодно было фальсифицировать историю? Стараниями нечестных учёных, писателей тезис татаро-монгольского происхождения татар продолжал довлеть над истиной.

Издревле в южных районах Западной Сибири жили древнетюркские времена – сыбыры (сибиры), предки современных сибирских татар.Они в разные периоды истории входили в состав разных тюркских каганатов. Поэтому соседние племена ханты и манси называли их хатанами, т.е. ханскими людьми. Лишь в XI в. Они создали первое своё самостоятельное государство. В V – VII вв. после распада восточно-тюркского каганата к ним присоединились часть каракыпчаков. После распада Золотой Орды присоединились ногайцы. В своих рукописях, датированных 1395 годом Режеп углы Ваккас и Абусагит углы Кашшаф пишут, что в Сибири три тюркских народа Хата, Ногай и Каракыпчак.

В начале XVI века хан Махмет перенёс столицу к Иртышу. Столицей стала Сибирь, по другому Кашлык, или Искер, т.е. «старое место». Ханство переименовали в Сибирское ханство в честь настоящего имени народа.

По утверждению Н.А. Томилова «русские стали сразу коренной народ называть «татарами». Народ не воспринимал это прозвище почти три века и беспрерывно писал царю прошения, что «они не татары». Только в начале XX в. Имя «татары» официально закреплено за народами.

Татары Поволжья в наш край стали переезжать лишь после голода в Поволжье 1921 года. С собой они принесли только что сформировавшуюся письменность, основанную на народном языке. Через 700 с лишним лет казанские татары возвратились к народным истокам своей письменности.

В статье «Наш родной язык» отмечалось, что почти 200 лет назад на народном языке сибирских татар выходили книги. Это были вообще первые книги на народном языке среди всех народов, носящих имя «татары». Потом письменность развивалась в двух вариантах: на схоластическом, основанном на арабском, старотюркском и фарси, а также второй вариант: на языке сибирских татар. Но первый вариант преобладал. И когда встал вопрос о переходе письменности со схоластического на народный язык, то тут выдвинулась, ещё раз повторимся, только что сформировавшаяся письменность казанских татар. Что же, единый народ – единый язык. А у нас некому было отстоять самостоятельность нашего языка, так как все, кто мог этим заниматься в 20-30-е годы были уничтожены или сосланы из родных краёв. Многие уехали в мусульманские центры: Среднюю Азию, Уфу, Казань, за рубеж. Таким образом, сибирскотатарский народ остался обезглавленным. А на смену пришли зачастую неграмотные деятели, которые были далеки от народной культуры. Они боролись за быструю перспективу мировой революции. Главным их занятием было уничтожение всего национального. Им некогда было заниматься культурой, письменностью своего народа. Затем из дело завершили деятели на разных уровнях в 60-е годы. Последним бастионом на пути построения коммунизма стал святая святых – язык народа. Этот бастион успешно был взят. Много веков назад философ ан-Наззам утверждал, что «когда исчезнут знающие, хороводить будут глупцы. Заблуждаясь сами, они ещё потянут за собой всех остальных».

Одновременно началась политика слияния наций и народностей. Вот что пишет об этом доктор исторических наук А. Турсунов в статье «Феномен национализма» в газете «Правда» от 5 мая 1988 года: «…советские этнографы обратили внимание на то, что в период двух переписей (1926 т 1939 гг.) число официально зарегистрированных народов СССР сократилось в три раза (от 190 до 62), тогда как между двумя последующими переписями (1939 и 1959 гг.) оно неожиданно увеличилось до 100. Оказывается в угоду волевым политическим установкам на неуклонное сближение и «досрочное» слияние наций и народностей ЦСУ СССР подвергло свои статистические данные полному переучёту.

Таким образом, за 13 лет не стало ни сибирских, ни астраханских, ни крымских татар. Впрочем, крымские татары сохранили свою письменность. В последней переписи официально было зарегистрировано 128 народов. Подотдел народностей Фонда культуры, возглавляемого академиком Д.С. Лихачёвым, настойчиво предлагал список 155 народов нашей страны (правда, за два месяца до переписи, что очень поздно), но, как видим, из них не вошли в переписной список 27 народов. Вот теперь посмотрим на список 1927 года – там 190 народов, а Фонд культуры в 1988 г. насчитал всего 155 народов. Итак, 35 народов безвозвратно потеряны историей. Кто за это ответит?

Приведём выдержку из статьи «Мы живём в одном доме» директора института этнографии АН СССР, академика Ю.В. Бромлея, напечатанную в газете «Известия» от 23 апреля 1988 года: «Однако из-за безоговорочного утверждения и распространения сталинского определения наций всё многообразие национальных (этнических) общностей было практически сведено к одной их разновидности». Так сокращались или сглаживались народы, а вместе с этим и языки. Но «будет величайшей ошибкой, даже преступлением, если будет всё сглаживаться». Эти слова М.С. Горбачёва, сказанные на XIX партконференции относительно национальных вопросов, как нельзя точно относятся к проблемам сибирских татар.

Тут появился термин «диалект». Профессор Д. Тумашева пишет: «В этом случае термин «диалект» употребляется в его обычном значении как часть языка, как языковое подразделение низшего порядка, входящее в состав другой языковой единицы более высокого уровня членения». Итак, наши далёкие предки, не будучи знакомы с народом, впоследствии породнённые с ним посредством общего навязанного имени, готовили язык низшего порядка для будущего знакомца? Здравый смысл не может согласиться с этим.

Существуют 12 томов книг из серии «Татарское народное творчество». Во всех этих томах большое место отведено творчеству сибирских татар. В Новосибирске запланирован выпуск 60-томного труда, посвящённого творчеству народов Сибири, включая русское народное творчество. Один том будет состоять из творчества сибирских татар. Но татарские учёные, и прежде всего, наша землячка Флора Ахметова, выходят с предложением о составлении хотя бы двух томов по несметному фольклорному богатству сибирских татар. И наконец, в 1988 году Казанское издательство выпустило эпос-дастан «Идегей». Выпуск этого дастана запрещался целых 45 летпосле августовского решения ЦК КПСС в 1944 году, где этот дастан был расценен как «ханско-феодальный эпос». Впервые этот эпос был записан в селе Яланкуль Омской области в 1919 году. И, как сказал профессор Мирфатых Закиев, современный текст был осуществлён именно с сибирскотатарского варианта. Достаточно сказать, что этот вопрос ставится в один ряд с прославленными произведениями мировой эпики. В основе дастана – идеалы свободы и благополучия народа, его мирной и счастливой жизни. Можно ли утверждать ещё после этого о нашем языке лишь как о диалекте.

Никакой народ или отдельные его представители не имеют права навязывать язык другого народа диалектом своего. Известно, что до революции татарский народ по уровню грамотности стоял на первом месте в России. Татарские просветители, учителя работали в Средней Азии, Казахстане. Казанские татары создали современную письменность и для башкирского народа. За это тюркоязычные народы до сих пор благодарят татарских просветителей. Но ведь был период, когда некоторые националисты, воспользовавшись этим, хотели казахский и башкирский языки, объявить диалектом татарского языка. Это было совсем недавно., 60-80 лет назад. Но благодаря выдающемуся писателю-гуманисту Галимжану Ибрагимову удалось отстоять самостоятельность этих языков. А с нами оказалось проще – у нас одно и то же имя народа. Три народа – русские, украинцы, белорусы – имеют общую родину – Киевскую Русь, но, тем не менее, язык каждого из них не является диалектом по отношению к другим, хотя они весьма схожи.

До начала 60-х годов преподавание многих предметов велось еа казанско-татарском языке. Потом обучение предметов перевели на русский язык, оставив лишь преподавание родного языка и литературы, как предмет. В условиях, когда отсутствует современная письменность сибирских татар, преподавание на волжско-татарском языке оправданно. Но затем прекратили даже преподавание родного языка, как предмета. Вот как выразил этот период профессор института языкознания АН СССР М. Исаев на «круглом столе», материалы которого опубликованы в «Литературной газете» от 29 марта 1989 г.: «Под красивыми лозунгами о «расцвете и сближении» наций бюрократический аппарат – работники министерств, обкомов и т.л. – требовал знания лишь русского языка, «процент» русского языка, «процент» русских школ. И всё общество было направлено на «добычу» подобных «процентов». Теперь, когда с нас сняли эти оковы, мы оказались практически без тяги к родному языку, родной литературе, родной культуре».

Да, выросло целое манкуртированное поколение со стойкой амнезией, искусственно привитой и поддерживаемой относительно родного языка, культуры, своей истории. Всё это подавалось. Конечно, с «желания» родителей. Добыть это желание в ту пору было очень просто, когда наше общество в порыве … Но зачем одновременно выбросили язык? Никакой народ добровольно не откажется от своего языка. Язык – это знамя народа, его гордость. Нет языка – нет и народа.

«Разве возможности реализации политических прав и свобод одинаковы у всех народов? Могут ли чувствовать себя вполне равноправными те из них, которые не имеют своих национально-государственных или национально-административных образований?» - такой вопрос был поставлен В. Михайловым, ответственным работником ЦК КПСС, в журнале «Политическое образование» № 16 за 1988 год. И это в полной мере относится к сибирским татарам. В нашей стране есть 53 национально-государственных или национально-территориальных образования. Многие народы, живя в одном регионе, имеют по несколько национально-территориальных образований. Например, есть Азербайджанские союзная и автономная республики. Есть Северо-осетинская республика и тут же к ней примыкает Юго-Осетинская область. Рядом с Бурятской АССР в соседних областях есть два бурятских округа (они сейчас ставят вопрос о соединении всех трёх образований). Наши северные соседи – ненцы, насчитывающие 30 тысяч человек, имеют автономные округа в трёх соседних областях. Сибирские татары занимают по численности третье место в Сибири среди коренных народов, немного отстав от бурят и якутов. И мы, даже будучи самостоятельным народом со своим происхождением, находясь за тысячу километров от Татарии, не имеем то, что имеют другие народы. Мы входим в число тех 7 миллионов населения, которые не представлены никакими формами автономии. В нашем ряду гагаузы в Молдавии и крымские татары. В эти 7 млн. входят народы, имеющие и свои государства за рубежом. Это немцы, поляки, болгары, греки, венгры, турки. Они, если им плохо здесь, если им невозможно осуществлять культурно-национальные запросы, имеют возможность уехать на свою родину.

А нам, сибирским татарам, некуда уезжать. Наша родина здесь, и мы должны иметь право осуществлять свои культурно-национальные запросы. А это даст только национально-территориальная автономия. Разумеется, не бутафорская, не номинальная автономия. Предстоящий Пленум ЦК КПССС, по всей вероятности, уберёт разноступенчатый порядок определения наций и народов в виде союзной, автономной республик, автономных областей и округов и придаст равные права всем национально-территориальным образованиям на основе регионального хозрасчёта.

В нашем регионе есть 8 районов, где значительно представлено татарское население. В Тобольске (городе и районе) – 28 процентов, в Вагайском районе – около 60 процентов, также в Ялуторовском, Ярковском и других районах. Эти примыкающие друг к другу районы могут образовать единый национально-территориальный статус. Критерием образования статуса автономии не должно являться процентное соотношение населения: критерием должно являться стремление сохранить коренной этнос этого региона. Но можно напомнить, что в Башкирской, Карельской, Коми, Мордовской, Удмуртской, Якутской, Абхазской АССР доля народа, именем которого названа республика, составляет соответственно: 24,3; 23,0; 11,1; 25,4; 34,2; 36,9; 17,1 процента. Евреи в Еврейской автономии составляют менее одного процента. Ничтожную долю составляют в своих территориальных образованиях народности Севера. Некоторые народы, имеющие свои автономные республики, как ингушы, тувинцы, калмыки, карелы, абхазцы, примерно равны по численности татарам, проживающим только в Тюменской области и даже в этих 8 районах.

Статус автономии – не самоцель, а гарантированное право на осуществление культурно-национальных запросов. Организация национально-территориальной автономии даст возможность сибирским татарам повысить этническое самосознание, даст возможность ощутить себя равноправным народом среди народов нашей страны. Некоторые говорят, что мы все одинаковы, нам делить нечего. Над нами одинаковые крыши, едим одинаковые котлеты. Но есть ещё национальные особенности. Им, прежде всего, является язык. Академик Д.С. Лихачёв, которого называют «совестью русской интеллигенции», пишет: «Отрицать наличие национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым». Мы, сибирские татары, после 400-летнего исторического провала стоим на пороге нового. Ощутить себя народом – вот задача для нас, а представителям других народов – помочь нам в этом. «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными культурными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру» - эти слова Д.С. Лихачёва наполнены гуманистическим смыслом длоя всех передовых людей.

Схожі:

Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconКак выбирать своих людей
В кино это было просто (те, кто в белых шляпах), но я не была знакома ни с одним ковбоем. Я, однако, наивно думала, что раз киногерои...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconИзвестно, что белые медведи происходят от бурых медведей. Видовое...
С постепенным потеплением климата на протяжении последних десяти тысяч лет в период летних оттепелей белым медведям становится всё...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconНа русском
В понедельник после обеда у меня было дерьмовое настроение. На улице было жарче, чем в аду, моя старшая сестра все время ныла о том,...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconНа русском
В понедельник после обеда у меня было дерьмовое настроение. На улице было жарче, чем в аду, моя старшая сестра все время ныла о том,...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconСновидение, которое мне дал Господь 1 марта 2012 года
Все что я видела было отрывистым, и самые страшные моменты я помню смутно. Верю, что Бог намеренно покрывает некоторые моменты, чтоб...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconЧто толку было бы мне прибавить что-то от себя?
Бедные литераторы с каждым годом становились все больше литераторами, видимо оттого, что все больше беднели, а мандаринам было на...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconЧто толку было бы мне прибавить что-то от себя?
Бедные литераторы с каждым годом ста­новились все больше литераторами, видимо оттого, что все больше беднели, а мандаринам было на...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconФизика и философия [1]
Рад рассказать вам о своих взглядах на соотношение физики и философии. Размышляя над тем, что могло бы быть для вас интересным, я...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения iconЦентр развития научного сотрудничества
Появляется множество новых оригинальных идей, теорий, заслуживающих самого пристального внимания научной общественности. Кроме того,...
Наивно было бы расcчитывать, что после нескольких публикаций мы все единогласно и моментально утвердимся в новых взглядах относительно разности происхождения icon«Портрет общительного человека»
После каждого предложения группа голосует за него. Берутся только те предложения, которые принимаются единогласно. По ходу выполнения...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка