Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления




Скачати 185.89 Kb.
НазваПлатон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления
Дата конвертації06.10.2013
Розмір185.89 Kb.
ТипДокументы
mir.zavantag.com > География > Документы
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании - знании правления. Это соответствует его объяснению человеческой деятельности через знание, присущее и соответствующее ее отдельным видам. Политику он также определяет как специфическое знание - знание власти над людьми в его наиболее общем виде. Аристотель характеризует власть как свойство (принадлежность) любой сложной системы. Все, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчиненный элемент (Политика, 1254 А), таков "общий закон природы". Власть у Аристотеля играет роль активной формы, трансформирующей пассивную материю в реальные предметы. В социальной жизни власть обеспечивает организацию совместной деятельности и стабилизирует отношения в социальной системе.
Однако античные мыслители, в отличие от современных исследователей, не вдавались в подробный анализ понятия власти, считая само собой разумеющимся, что ключевые термины типа "власть", "влияние", "авторитет", "правление" не требуют разработки, поскольку значение этих слов понятно для людей со здравым смыслом.
Больше внимания уделил Макиавелли – власть как принуждение. Кстати, Маркс во многом основывался на его логике, а не на Гоббсовской, когда говорил о власти как о МОГУЩЕСТВЕ.
Но первая специальная попытка определить власть как понятие связана с именем Т.Гоббса. Фактически Гоббс заложил основы т.н. "каузальной" концепции власти, которая и по сей день превалирует в западной научной [с.25] литературе. Объяснения власти как специфического причинного отношения.
Власть человека, - пишет Гоббс, - "есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего блага" (Гоббс, 1991: 63)1. Власть инициируется человеческим действием и проявляет себя в каузальном отношении. "Власть агента и эффективная причина - это одно и то же". Причинная связь представляет собой постоянное отношение между двумя переменными, в котором одна переменная производит изменение в другой переменной. Она возникает только между предметами и событиями, которые соотносятся друг с другом, хотя и могут быть отделены пространством и временем, Различие между властью и причиной связано со временем действии: причина относится к уже произведенному следствию, к прошлому, в то время как власть есть способность производить что-то в будущем. Власть характеризует отношения между агентами, в которых один агент может стать причиной определенных действий другого агента.
Власть, по Гоббсу, - это диспозиционное понятие, оно выражает потенциал субъекта власти достигнуть гарантированного подчинения объекта и контролировать объект. Власть существует даже в случае если субъект не реализует имеющуюся у него способность подчинить объект. В соответствии со своими представлениями о природе человека, Гоббс рассматривает властные [с.26] отношения как асимметричные и конфликтные -отражающие господство одних людей над другими.
Следующей вехой в истории анализа власти стала концепция Макса Вебера, в которой понятие власти приобрело вполне современную четкость и определенность. Вебер рассматривал власть как "вероятность того, что актор будет в состоянии реализовать свою волю в социальном отношении вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем эта вероятность основывается". В веберовском определении подчеркиваются следующие основные черты власти: (1) власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними; (2) власть должна определяться в терминах вероятности, возможности; (3) основу власти могут составлять любые веши, свойства или отношения; (4) власть всегда против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам людей.
Вебер, однако, считал понятие власти "социологически аморфным", так как "любое качество человека и любое стечение обстоятельств могут создать ситуацию, где индивид получит возможность требовать подчинения своей воле". Поэтому он предпочитал пользоваться более четким, с его точки зрения, понятием "господство" (Herrshaft), которое он рассматривал как частный случай власти ("возможность заставить определенную группу людей повиноваться определенной команде") (Weber, 1962: 117).
В концептуальном анализе власти довольно отчетливо просматриваются две основные традиции.
Первая традиция, обозначаемая как "секционная (групповая) концепция власти" (Scott, 1994) или как "традиция реализма" (Dahl, 1986) и идущая от Т.Гоббса и М.Вебера, представлена в работах Х.Лассуэлла и Э.Кэплэна, Р.Даля, Д.Картрайта, С.Льюкса, Э.Гидденса и других авторов. Власть рассматривается здесь как асимметричное отношение, включающее актуальный или потенциальный конфликт между индивидами.
Вторая традиция - "несекционная концепция власти" - отвергает идею "нулевой суммы", допуская что власть может осуществляться ко всеобщей выгоде. В данной традиции она рассматривается как коллективный ресурс, как способность достичь какого-то общественного блага; подчеркивается легитимный характер власти, ее принадлежность не отдельным индивидам или группам, а коллективам людей или обществу в целом. Современными представителями этой традиции, корни которой восходят к Платону и Аристотелю, являются Т.Парсонс, Х.Арендт и, в какой-то мере, М.Фуко.
Разумеется, не все подходы вписываются в эти рамки (например, классический марксизм, который рассматривает власть в капиталистическом обществе в терминах классового господства, т.е. в духе первой традиции, но при этом доказывает, что в будущем [с.28] коммунистическом обществе оно будет преодолено). О Марксе нужно сказать отдельно ещё раз: это могущество, основанное на экон.господстве и – главное – на эксплуатации. О ней когда-нибудь потом.
Многие исследователи подчеркивают значение книги Х.Лассуэлла и Э.Кэплэна "Власть и общество" (Lasswell and Kaplan, 1950).
Власть рассматривается ими как вид влияния: "это процесс влияния на деятельность других людей с помощью использования (или угрозы использования) строгих мер в случае неповиновения" (Lasswell and Kaplan, 1950: 76). Спецификация власти как вида влияния осуществляется в терминах принятия решений. Власть, но Лассуэллу и Кэплэну, - это участие в принятии решений: "Г имеет власть над Х к отношении К, если Г участвует в принятии решений, влияющих на политику Х в отношении К" (Lasswell and Kaplan, 1950: 75). Под "решением" имеется ввиду "политика (policy), опирающаяся на суровые санкции (лишения)".
Лассуэлл и Кэплэн подчеркнули, что класть есть отношение между двумя и более акторами ("власть как участие в принятии решений есть отношение между людьми") и подвергли критике расселовское определение власти как "производства намеренных следствий" (Russell, 1938), в котором власть, по их мнению, трактуется как "собственность индивида или группы". К власти, по Лассуэллу и Кэплэну, относится лишь эффективный (результативный) контроль; он может быть достигнут с помощью самых различных средств и методов (Lasswell and Kaplan, 1950: 75-76).
К числу наиболее влиятельных подходов (особенно в 60-е годы), развивающихся в русле веберовской традиции, относится и концепция власти Р.Даля. Даль использует понятие власти только для характеристики отношений между людьми. "Хотя в разговорной речи термин охватывает отношения между людьми и другими одушевленными и неодушевленными предметами, - пишет Даль, - мы полагаем необходимым ограничить его отношениями между людьми. ...Акторами могут быть индивиды, группы, роли, учреждения, правительства, национальные государства или другие объединения людей" (Dahl, 1969: 80).
Вслед за Гоббсом, Даль рассматривает власть в терминах каузальной связи. Власть, считает Даль, это событийная причинная связь, поэтому "нет действия на дистанции"..
Даль, по сути, предлагает два довольно разных определения власти. Одно из них "диспозиционное" (А имеет способность заставить С делать что-то), другое - "эпизодическое", характеризующее власть как актуальное каузальное отношение. Хотя далевская концепция власти обычно ассоциируется с первым определением, которое гораздо чаще цитируется в научной литературе чем второе. Даль фактически придерживается "эпизодического" объяснения власти.
Таким образом, власть осуществляется (и существует) лишь тогда, когда субъект власти предпринимает успешную, намеренную, наблюдаемую попытку [с.32] заставить объект делать что-то, что последний не стал бы делать в ином случае. Только после этого актор становится субъектом власти. Если же потенциал остался неиспользованным, то его нельзя считать властью. Хотя Даль и различает "осуществление власти" и "обладание властью", последнее он фактически сводит к так называемому "правлению предвиденных реакций"5.
Сведение власти к ее поведенческим, непосредственно обозреваемым формам стало объектом критики со стороны американских исследователей П.Бэкрэка и М.Бэрэтца, чей вклад в развитие представлений о власти ассоциируется с идеями "непринятия решений" (non-decisionmaking) "мобилизации склонностей" (mobility of bias) и "вторым лицом власти". Власть может осуществляться как в условиях открытого конфликта при принятии решений, так и "путем ограничения сферы принятия решений относительно "безопасными" проблемами" (Bachrach and Baratz, 1970, 1970:6).
Таким образом, "непринятие решения" есть "решение, которое результируется в воспрепятствовании или подавлении латентного или открытого вызова ценностям или интересам принимающего решение" (Bachrach and Baratz, 1970: 44).
Согласно Бэкрэку и Бэрэтцу, распределение благ и привилегий между членами общества - доходов, богатства, социальных статусов, власти - происходит неравномерно. Это неравенство поддерживается так называемой "мобилизацией склонностей", которая представляет собой "совокупность предопределяющих ценностей, убеждений, ритуалов и институциональных процедур ("правил игры"), которые систематически и стабильно обеспечивают выгоду определенным индивидам и группам за счет других" (Bachrach and Baratz, 1970:43). Главным методом поддержки "мобилизации склонностей" является непринятие решений, которое, как и принятие решений, основывается на комбинации из четырех составляющих - силы, влияния, авторитета и власти, имеющих ряд общих черт, но различающихся по отдельным аспектам. Ранее принятие решения обычно рассматривалось как результат осуществления власти. Бэкрэк и Бэрэтц предложили считать власть [с.34] лишь одной из форм успешного контроля - вместе с силой, влиянием и авторитетом.

Льюкс принял критику Бэкрэком и Бэрэтцом далевского "одномерного" взгляда на власть, но посчитал, что и их "двухмерная" концепция не охватывает всех форм существования власти. Льюкс подчеркнул, что сфера власти, по его мнению, не ограничивается поведением (действиями и недействиями), а включает и контроль над ценностями и убеждениями.
Льюкс подчеркивает, что "высшая и наиболее коварная форма осуществления власти - это предотвращение, в той или иной степени, возможного недовольства людей путем формирования у них таких восприятий, знаний и преференций, которые обеспечили бы принятие людьми своих ролей в существующем [с.36] порядке - в силу того, что они не видят альтернативы этому порядку, или потому, что считают его естественным и неизменным или же божественно предопределенным и выгодным" (Lukes, 1974: 24). Иными словами, субъект осуществляет власть над объектом не только тогда, когда заставляет объекта делать то, что тот не хочет делать, но и когда формирует его желания.
П.Блау, Дж.Хоманс, Дж.Зибаут и Х.Келли, Р.Эмерсон, Б.Бэрри, Дж.Хэрсаньи предложили несколько иное объяснение власти и механизма ее функционирования, стремясь вписать понятие в теорию социального обмена.
Основой власти и ее обязательным элементом является отношение зависимости, возникающее между субъектом и объектом. Его источник, по мнению теоретиков социального обмена, заложен в неравном распределении материальных, социальных, духовных и политических ресурсов, которое ведет к неравным результатам (выгодам и издержкам) в отношении обмена между субъектом и объектом. Таким образом, власть является функцией зависимости: способность субъекта преодолеть сопротивление объекта заложена в зависимости объекта от субъекта и коррелирует с ней: чем сильнее зависимость, тем больше власти, и наоборот.
Одной из наиболее разработанных концепций власти является концепция П.Блау - крупнейшего теоретика социального обмена. Блау считает власть разновидностью социального обмена6, определяя ее как "способность индивидов или групп навязать свою волю другим вопреки их сопротивлению с помощью угрозы наказания или отказа в регулярных вознаграждениях, поскольку и первое, и второе, в конечном счете, выступают в качестве негативных санкций" (Blau, 1969: 293).
Блау ограничивает власть сферой негативных санкций,
Ронг проводит четкое различие между "властью" и "ресурсами власти", "властью как потенциалом" и "потенциалом для власти" ("латентной властью" и "возможной властью"). "социологи, как и люди, которых они изучают, могут ошибочно приписывать власть группам, которые лишь могут иметь ее, но превращение этой возможности в действительность [с.42] связано с длительным процессом социальной мобилизации и индоктринации" (Wrong, 1994: 69-70).
Ронг строит свое определение власти на определении Рассела, модифицируя его следующим образом: "власть это возможность индивидов и групп оказать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и групп" (Wrong, 1988: 2). Он подчеркивает, что "власть" следует отличать от "контроля" и "влияния", что обусловливает необходимость ограничения "власти" намеренным и эффективным (результативным) контролем над объектом (Wrong, 1994: 65). Вместо того, чтобы отождествлять власть со всеми формами влияния, пишет Ронг, следует просто подчеркнуть, что "намеренный контроль нередко формирует отношения, в которых субъект власти осуществляет ненамеренное влияние на объект, идущее гораздо дальше того, что он мог изначально пожелать или вообразить" (Wrong, 1994: 66).

Следуя Фрохоку, Дебнэм рассматривает "власть" как кластерное понятие. Его главная идея состоит в том, что "власть имеет несколько центральных черт, которые должны формировать направление ее исследования" (Debnam, 1984: IX).
Дебнэм выделяет четыре "ключевых" свойства (элемента) власти: актор, действие, намерение и результат (outcome). Любой анализ власти, утверждает он, должен включить информацию об этих элементах.
В отличие от многих других концепций власти, концепция Парсонса с самого начала была вписана в его общую схему анализа социальных систем (общества), Тем самым Парсонс ограничил сферу власти пространством политики, не рассматривая власть как межличностный феномен или как тип отношений в семье или организации. В основе парсоновской концепции лежит идея изначального сходства концептуальных структур, предназначенных для анализа экономической и политической сфер общества. Сравнивая их, Парсонс приходит к выводу, что власть в политике играет роль, сопоставимую с ролью денег в экономике. Аналогично [с.48] деньгам, являющимся посредником в экономических операциях, власть выступает средством упорядочения политических процессов. Как обладание деньгами дает возможность приобретать различные блага и услуги, так и обладание властью обеспечивает выполнение широкого набора политических обязанностей и функций.
Это привело Парсонса к существенно отличному от традиционного подхода способу определения власти. Власть у него является не атрибутом акторов или отношений, а свойством (ресурсом) систем. Власть, по Парсонсу, это "генерализованная способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций" (Parsons, 1986: 103). Власть "производится" социальной системой аналогично богатству, создаваемому экономической организацией.
Таким образом, концепция Парсонса тесно связывает власть с легитимным авторитетом. Последний является не формой власти, как обычно считается, а скорее ее основой..
Близкие Парсонсу идеи о природе власти были высказаны Х.Арендт. Идеализируя политическую структуру греческого полиса, Арендт приходит к отказу от "конфликтного" видения политики, исключая из нее борьбу за власть и связанные с нею привилегии. Как и Парсонс, Арендт рассматривает власть как принадлежащую не индивидам, а коллективам. Люди совместно "создают" власть посредством коммуникативной деятельности и взаимодействия. Властные отношения ~ это отношения между равными субъектами, находящимися между собой в процессе коммуникации. Политика - это "действие словами"; именно коммуникативная деятельность создает и поддерживает политическую общность.Власть возникает, когда "равные собираются вместе"; она "соответствует человеческой способности не просто действовать, а действовать совместно". Индивиды не имеют власти и не осуществляют власть: они обладают только силой (Аrendt, 1986: 64).
Современная власть, пишет Фуко, принимает форму "дисциплинарной власти". Под дисциплинарной властью он понимает власть, трансформирующую людей в объектов с помощью "дисциплин", присущих психиатрии, медицине, криминологии и социальным наукам. Эти "дисциплины" помогают сформировать "общество нормализации" - частично через их специализированные дискурсы, используемые в специфических социальных "точках" (госпиталях, психиатрических лечебницах, тюрьмах и т.д.), частично через применение "аппарата знания", присущего этим дисциплинам и их дискурсам.
Власть, пишет Фуко, находится везде, не потому, что она охватывает все, а потому, что исходит отовсюду. Власть - это специфический механизм достижения чего-то, "это способ изменения определенных действий с помощью других действий" (Foucault, 1994; 227). Власть - это тотальность, постоянно подчиняющая индивидов путем структурирования возможного поля их деятельности; она проявляет себя в многообразии силовых отношений, имманентных сфере их существования.
Фуко – это власть как борьба за легитимацию дискурсов. Сюда же Альтюссер – власть как право конструировать идеологию, гегемония Грамши. Гегемония – это не власть прямого господства. Это ситуация, в которой взгляды и интересы властных групп воспринимаются как правильные и справедливые.

^ ВОЗМОЖНА СЛЕДУЮЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. “Власть может быть определена как реализация намеченных целей”, — пишет Бертран Рассел. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.
2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание “политической энергией”. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.
3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, “добровольному рабству” — других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.
Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) — в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование—подчинение.
Сюда же можно с натяжкой отнести и все концепции, основанные на принуждении – Макиавелли, Гоббса, Маркса.
4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как “способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств”, направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.
5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
6. Концепции ценностного согласия – особое место. В принципе, встречаются в распыленном виде и у Парсонса, и у Фуко, и у Грамши. Власть – это результат совпадения ценностей. Внутренний порядок основан на внутреннем согласии людей и некотором

минимуме общественных интересов, ценностей или норм. Достижение согласия

рассматривается как результат переговоров между людьми или коллективного

сознания, взятого в качестве самостоятельной реальности. К этим концепциям примыкают и могут быть включены в них концепции власти как интереса. – просто как более низкая ступень. Власть появляется в результате природного благоразумия человека и его способности определять альтернативы выгоды. Конкуренция интересов приводит к возникновению общественного договора и власти (Руссо, Локк, Смит, Спенсер). Эта группа концепций вполне может быть связана и с предыдущей, структурно-функциональной (осознание интереса или общие ценности как функция).
7. Реляционистские (от французского слова “relation” — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Сюда примыкают описанные ранееидеи Лассуэлла (кстати, считающиеся сугубо социологическими) о том, что власть – это в первую очередь межличностное отношение.

Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния — более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что “король-то — голый”, что власть изжила себя и недостойна повиновения. Привычка лежит и в основе гегемонии…
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих “вторую природу” личности (ее “первая природа” образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться двумя причинами: 1) быть свойством реального двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти — выбирают и контролируют руководство, и ее объектом — исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью; 2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

Схожі:

Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconOverview Лист1 Лист2 Лист3 Лист4 Лист5 Лист6 Лист7 Sheet 1: Лист1
Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Платон рассматривает...
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconФормы правления по Платону
Платон (древнегреческий философ) выделял правильные и неправильные формы правления
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconМастер массажа Суккаи Чароэннет (короткое имя Тип)
Авторский тайский массаж в традиции Cеверо-Востока Таиланда, основанный на древнем знании о системе меридианов и практиках Буддийских...
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconПеречень понятий, вызывающих наибольшие трудности при сдаче экзамена Мировоззрение
Философия наряду с религией и мифологией — форма миро­воззрения, особый высший научно-теоретический тип мировоз­зрения, который основан...
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconДжеймс Хиллман "Самоубийство и душа"
«умственного здоровья», а с позиции отношения человека к смерти и душе. Он рассматривает самоубийство не только как уход из жизни,...
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconСсср развалили?
Президенты Стран Земли генетических потомков 1 царя-первосвященника Вавилонской Башни Даниил. 2: 37 «Ты, царь, царь царей, которому...
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconСсср развалили?
Президенты Стран Земли генетических потомков 1 царя-первосвященника Вавилонской Башни Даниил. 2: 37 «Ты, царь, царь царей, которому...
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconКонспект лекций по дисциплине «Основы менеджмента»
Современная теория управления рассматривает менеджмент как один из главных ресурсов экономики
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconChristopher Liao, msc Philosophy, Policy and Social Value (lse) July 2009
Затем мы отметим один способ распознать, правильно ли вы взращиваете дюймовую силу, силу сухожилий, и гибкий контроль. В-третьих,...
Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании знании правления iconУправленческая эрозия
Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает становятся все менее эффективными...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка