Тема Педагогика в системе наук о человеке




Скачати 285.04 Kb.
НазваТема Педагогика в системе наук о человеке
Сторінка1/3
Дата конвертації22.11.2013
Розмір285.04 Kb.
ТипДокументы
mir.zavantag.com > Философия > Документы
  1   2   3
Модуль 1. Методические основы педагогики.

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
План

  1. Предмет и задачи педагогики

  2. Основные категории педагогической науки

  3. Система педагогических наук

  4. Связь педагогики с другими науками о человеке

  5. Демократические и гуманистические тенденции в развитии педагогического знания


Наука — это система закономерностей, действующих в опре­деленной области. Предметом любой науки является то, что она изучает. Предме­том педагогики как науки является педагогический процесс — т. е. процесс воспитания и обучения человека как особой общест­венной функции, возникшей в специальных воспитательных учре­ждениях и учебных заведениях, а также исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения.

Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В до­словном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Посте­пенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникно­вению особой науки о воспитании детей.

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фик­сируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организован­ного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

^ Задачи педагогики

Перед педагогикой стоят разнообразные по сложности задачи, среди которых можно выделить следующие:

□ разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания, управления образовательными структурами;

□ вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами;

□ изучение и обобщение передового педагогического опыта;

□ внедрение результатов педагогических исследований в прак­тику;

□ прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

□ разработка содержания образования в различных типах учеб­ных заведений;

□ поиски путей повышения качества обучения, результативно­сти воспитания;

□ выработка научных требования к подготовке педагогических кадров.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная дея­тельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учрежде­ниях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматри­вается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем вос­питания, образования, обучения. Педагогика выполняет соци­альный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людь­ми будет пополняться общество, насколько быстро или мед­ленно оно будет развиваться.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, общество­ведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специ­ально организованных педагогических исследований; опыт пе­дагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

^ Возникновение и развитие педагогики

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось воспитание вме­сте с первыми людьми. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся от­раслей знания.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китай, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегре­ческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460— 370 до н.э.) Создал обобщающие труды во всех областях современ­ного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Вопро­сов педагогики касались крупные древнегреческие мыслители: Сократ (469—399 до н.э.), его ученик Платон (427—347 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.), в трудах которых глубоко разрабо­таны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом раз­вития античной педагогической мысли стал трактат «об образова­нии оратора» римского философа и педагога Квинтилиана (35— 96). Труд Квинтилиана долгое время был важной книгой по педа­гогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех шко­лах риторики.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. За­жатое в тисках теологии, образование во многом потеряло сво­боду и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160—222), Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

Но не только подавлением свободомыслия отмечен этот период в истории науки. Общеобразовательную школу с ее главными ат­рибутами придумали иезуиты, основателем ордена которых был и. Лойола (1491—1556). В 1522 г. Он написал книгу «духовные упражнения», где изложил основы и принципы функционирования новой, неизвестной еще школы. Типовые программы иезуитов рег­ламентировали весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. Классные журналы и запи­си преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. И. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. Иезуиты привозили с собой программы и учебники, напечатанные в типографиях «общества иисуса», открывали школы, куда мог записаться каждый. Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс — это общество в миниатюре. Учеников делили на звенья, назначали звеньевых. Лучших сажали на почетное место, награж­дали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе — тоже изобретение иезуитов.

Силу иезуитской педагогики оценил и к. Д. Ушинский: «тайна силы иезуитской педагогики... Заключалась в том, что иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным на­блюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства».

Эпоха возрождения дала миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, в числе которых — итальянец В. Фельтре (1378—1446), голландец Эразм Роттердамский (1469—1536), французы Ф. Рабле (1494—1553) и М. Монтень (1553—1592).

Революционные преобразования в науке о воспитании связа­ны с именем великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения — например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогичес­кой теории.

В отличие от Я. А. Коменского, английский философ и пе­дагог Д. Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «мысли о воспи­тании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образован­ность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеций (1715—1771), В. Гольбах (1723—1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712—1778). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педа­гога и. Песталоцци (1746—1827). Немецкий философ И. Гербарт (1776—1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в об­ласти психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для авторитарной педагогики, введения дискриминационных ог­раничений в образовании широких масс трудящихся. Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790—1866) пло­дотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811 — 1848), А. И. Герцена (1812—1870), Н. Г. Чернышевского (1828— 1889), Н. А. Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразо­вания дела народного воспитания.

Мировую славу педагогике принес К. Д. Ушинский (1824—1871), совершивший переворот в теории, революцию в пе­дагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», — писал он. Воспитание, совершенствуясь, может да­леко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умст­венных и нравственных.

Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «в воспи­тании все должно основываться на личности воспитателя, пото­му что воспитательная сила изливается только из живого ис­точника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Ушинский пересмотрел все принципы педагогики и требовал полного переустройства системы образования на основе новей­ших научных достижений: «...одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине».

^ Развитие педагогической мысли в ХХ в.

В конце ХIХ — начале ХХ в. Интенсивные исследования пе­дагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Не отягощенные догма­ми инициативные покорители нового света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в совре­менном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Бы­ли сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку воз­можность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь за­проектированных целей.

Виднейшими представителями американской педагогики яв­ляются Д. Дьюи (1859—1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Э. Торндайк (1874—1949), прославившийся исследова­ниями процесса обучения, созданием хотя и прагматически при­земленных, но весьма действенных технологий.

В нашей стране хорошо известно имя современного американ­ского педагога Б. Спока. Задав публике второстепенный, на пер­вый взгляд, вопрос: «что в воспитании детей должно превали­ровать — строгость или доброта?», он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит ответ: какой быть педагогике — авторитарной или гумани­стической. Ответ пока не очевиден. Свой взгляд Б. Спок пред­лагает в своих книгах «ребенок и уход за ним», «разговор с ма­терью» и др.

В начале ХХ в. В мировой педагогике активно распространя­ются идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Много сделала для их разработки и популяризации итальянская учительница М. Монтессори (1870—1952). В книге «метод научной педагогики» она утверждает, что нужно максимально использовать возможности детского возраста, они позволяют дос­тичь значительно большего в развитии ребенка. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия. Монтессори составила дидактические материа­лы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии, других предметов. Материалы эти построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей М. Монтессори. Успешно работают комплексы «детский сад — школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь.

Приверженцем идей свободного воспитания был К. Н. Вентцель (1857—1947). Он создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). В 1906—1909 гг. В Москве успешно действовал созданный им «дом свободного ребенка». В этом оригинальном учебном заведении главными действующи­ми лицами были дети, воспитатели и учителя должны были при­спосабливаться к их интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.

Известность педагогике принесли ра­боты Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. А. С. Макаренко (1888—1939) вы­двинул и проверил на практике принципы создания и педаго­гического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дис­циплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918—1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические сове­ты, меткие наблюдения сохраняют свое значение и в условиях коренной перестройки общества.

В 1970—1980 гг. Активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством акад. Л. В. Занкова (1901—1977). В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, ос­нованная на приоритетности развития познавательных возмож­ностей учеников.

В конце 1980-х гг. началось движение за обновле­ние и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее представи­телей — известные ученые-педагоги и самобытные творческие учителя Ш. А. Амонашвили, С. Л. Соловейчик, В. Ф. Шаталов, Н. П. Гузик, Н. Н. Палтышев, В. А. Караковский и др. Всей стране известна книга московской учительницы начальных клас­сов С. Н. Лысенковой «когда легко учиться», в которой описа­ны приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. С. Н. Лысенкова создала также методику « опережающего обучения ».
^ Основные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего­риями. К основным педагогическим категориям относятся воспи­тание, обучение, образование, развитие и формирование.

Воспитание — это целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понима­ются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все соз­данное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир приобщается к достижениям цивилизации через воспитание.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уров­ня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстра­данный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пересыхала. Лю­ди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья сво­ей культуры. Исторический процесс развития общества неопровержи­мо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше. Воспитание — двигатель общественного развития.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вме­сте с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует обще­ство. Именно поэтому воспитание — общая и вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие обще­ственной жизнью, устанавливают объективную связь между вос­питанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь, общество предоставляет возможности для осуществления воспи­тания. Направленность, объем, характер воспитания соответст­вуют уровню развития производительных сил и типу производ­ственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-ис­торический характер.

В современном обществе создан и действует комплекс инсти­тутов, направляющих свои усилия на воспитание: это семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие вос­питания нуждается в сужении и конкретизации. В узком со­циальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

При наличии многих воспитательных сил успех воспитания мо­жет быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При не­координированных воспитательных воздействиях человек под­вергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспи­тательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые вы­сококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специ­ально организованное, целенаправленное и управляемое воз­действие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учеб­но-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение кон­кретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики — обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — усвое­ние знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей об­учаемых, закрепление навыков самообразования.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (зун), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (ба­зовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, по­нятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения — го­товность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты прак­тической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравствен­ные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет вос­питывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Об­ласти понятий «воспитание» и «обучение» частично перекры­ваются.
  1   2   3

Схожі:

Тема Педагогика в системе наук о человеке iconПедагогика и психология шомега-л москва, 2006
В. Н. Селезнев, заслуженный работник высшей школы рф, доктор психологических наук, профессор
Тема Педагогика в системе наук о человеке iconПрограмма социологического исследования. Место социологии в системе общественных наук

Тема Педагогика в системе наук о человеке iconПедагогика детства
М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства)
Тема Педагогика в системе наук о человеке iconВопросы к экзамену
Методология гегелевской философии права и ее влияние на исследования в системе юридических наук
Тема Педагогика в системе наук о человеке iconВопросы к экзамену по курсу «Криминология»
Становление отечественной криминологии и ее место в системе юридических и других наук
Тема Педагогика в системе наук о человеке iconПрограммные вопросы
Гигиена как наука. Место и значение гигиены в системе медицинских наук. Роль А. П. Доб
Тема Педагогика в системе наук о человеке iconПрограмма курса и методические советы по ее изучению тема Методологические...
Основные категории политической науки: политика, власть, государство, демократия, политические интересы, политическая система, политическая...
Тема Педагогика в системе наук о человеке iconКорнилова е. В., Футулуйчук с. В
Модуль Роль труда в развитии социальных отношений и становление экономики труда в системе общественных наук 6
Тема Педагогика в системе наук о человеке iconЗаконы Хаммурапи (общая характеристика, преступление и наказание, брак и семья)
Предмет и метод «Истории государства и права зарубежных стран», место в системе юридических наук
Тема Педагогика в системе наук о человеке iconСистема науки криминалистики. Место криминалистики в системе юридических наук
...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка