Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека




НазваТ. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека
Сторінка1/13
Дата конвертації20.08.2014
Розмір1.91 Mb.
ТипКнига
mir.zavantag.com > География > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Биоэтика в высшей школе
Т.Н. Павлова
Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека.

Рекомендовано Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности "Ветеринария".

Рекомендовано учебно-методическим объединением университетов в качестве учебного пособия для подготовки студентов естественно-научных, гуманитарных, педагогических, технических и других специальностей.

©Т. Н. Павлова, 1998.
^ Введение. Биоэтика как научное и философское понятие

Любовь не только к одному человечеству, но и ко всему живому... вот высшее проявление этого благородного атрибута нравственно развитого человека - гуманности.

^ А. Н. Бекетов
Предисловие издателя

Книга известного московского деятеля движения за права животных Татьяны Николаевны Павловой "Биоэтика в высшей школе" является пока единственной на просторах СНГ по данной теме.

Долгое время вопросы благоговения перед жизнью, прав животных обходили в СССР стороной. К сожалению, даже в среде ученых-экологов и практиков защиты дикой природы они вызывали недоумение. В первую очередь это объясняется излишней "материализацией" и "биологизацией" отечественного природоохранного движения, забвением религиозных, этических и эстетических принципов. Духовность покинула многих наших природоохранников: её место занял холодный расчет, материальная выгода, а порой и цинизм.

Взлет западной философской и религиозной экологической мысли, пришедшийся на 1970-­1980 гг., остался у нас совершенно незамеченным. До сих пор неизвестны труды мировых классиков движения за права животных - Ричарда Райдера, Питера Сингера, Тома Ригана, Эндру Линзи.

Татьяна Николаевна Павлова сделала великое дело, написав эту книгу и познакомив читателей с азами западной этической мысли в защиту живого. Поэтому и было принято решение о переиздании ее работы, что особенно важно для успешного осуществления международного проекта "Любовь к природе" (гуманитарная экологическая инициатива), проводимого Киевским эколого-культурным центром при поддержке московских НГО.

Хочу также высказать некоторые свои, отличные от взглядов автора суждения. Ориентация этой книги сугубо на вузы, особенно сельскохозяйственного профиля, представляется ошибочной. Гораздо успешнее идеи движения за права животных будут восприниматься в среде неправительственных экологических организаций, особенно гуманитарной направленности.

Не могу согласиться с разделом "Русские космисты", где В.И. Вернадский, а особенно К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров представлены как философы, развивавшие идеи биоэтики. На самом деле, взгляды двух последних о живой природе глубоко неэтичны, ибо они предлагали уничтожить или переделать все живое, что не полезно человеку. Отдавая должное гению В. И. Вернадского, не могу согласиться с его теорией "ноосферы". Это красивый, но несбыточный миф. Более того, так называемая "сфера разума" не может не грозить новыми бедами для планеты Земля, ибо все живое, к чему прикасается человек, теряет свое совершенство. Напротив, русский философ Даниил Андреев (сын известного писателя Леонида Андреева), к сожалению, забыт. А ведь именно в его гениальном произведении "Роза мира" содержатся многие созвучные современному движению за права животных идеи.

И последнее. Жаль, что наши отечественные философы безнадежно далеки от проблем экологической этики и природоохранной эстетики. Поэтому защитникам природы пока приходится расчитывать только на себя, да еще на таких редких энтузиастов как Татьяна Николаевна Павлова.

Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра.
^ Понятие биоэтики

Биоэтика понимается как раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам. Само слово "этика" определяется как ответственность человека перед окружающими; таким образом, биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по отношению к другим и как философское понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека.

Понятие "биоэтика" возникло недавно, несколько десятилетий назад, однако, за это время биоэтика сделала быстрые шаги вперед. В ряде стран имеются центры по биоэтике; в Европейском Союзе работает Комитет по биоэтике. Комитет с аналогичным названием открыт при Академии наук России.
^ Биоэтика как наука

Биоэтика рассматривает этичность поведения человека по отношению к животным; это направление некоторые зарубежные авторы называют "биологическая" биоэтика". Другое направление биоэтики - этика отношения к человеческим существам; в этом плане биоэтика смыкается с медицинской этикой - деонтологией. Медицинская биоэтика касается вопросов биотехнологии, генной инженерии, отношения к пациентам; в первую очередь, к беспомощным, к детям, когда люди становятся материалом для наблюдений, экспериментов.

В данном пособии рассматриваются проблемы биоэтики, относящейся к области взаимоотношений человека и животных. Биоэтика касается всех областей использования человеком животных: как источник питания, сырье для промышленности, модель для медико-биологических исследований, объект для развлечений.

К области биоэтики следует также отнести отношение человека к природной среде - всем живым формам, растениям и простейшим животным.
^ Биоэтика как мировоззрение

Термин "мировоззрение" относится к области философии и означает отношение человека к окружающему миру, его представление об окружающем мире и своем месте в нем.

Так же, как этика, которая не только рассматривает определенные явления как наука, но и означает нравственное отношение к миру в целом, биоэтика - это мировоззрение, это нравственное отношение к животным и другим живым формам.

Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова " антропос" - человек).

Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире
^ Биоэтика как учебный предмет в вузе

Важность и актуальность проблем биоэтики стимулировал пересмотр программ системы образования. Вопросы биоэтики включаются в школьные программы и в программы специальных и высших учебных заведений.

Задача курса биоэтики для вузов - не только ознакомить студентов с современными этико-философскими концепциями, касающимися места и роли человека в природе, но и способствовать формированию у молодого поколения этичного отношения к окружающему миру живого. А это, в свою очередь, поможет создать условия для превращения современного общества в общество без насилия, взаимоотношения в котором опираются на нравственные принципы. Другая задача курса - с помощью изменения менталитета молодого поколения способствовать сохранению цивилизации и жизни на планете, которая является единственной средой обитания человека и других существ.
^ Принципы этичного отношения к животным

Мнимое бесправие животных, заблуждение будто наши деяния относительно них не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство.

Шопенгауэр
Основы этичного отношения к миру и биоэтика

Этичное поведение личности предполагает заботу о другом лице, сопереживание с другим лицом, действия в интересах этого лица. Такого рода установка личности, чувствующей ответственность за другого, называется альтруистической, в противоположность эгоистической, когда на первое место выступают личные интересы, или даже эгоцентрической, когда личные интересы исключают возможность действовать в пользу кого-либо другого. Готовность поступиться своими интересами во имя справедливости или в силу сострадания всегда расценивалась как наиболее важное качество этичной личности.

Хотя в эволюции этики человеческого общества играли роль и прагматические моменты - поскольку этичность поведения отдельного члена общества была в интересах всего общества - основной причиной развития этики в историческом плане был духовный рост человека.

Этичное или нравственное отношение к миру есть отражение духовных и интеллектуальных потенций человека. Этика отношения к окружающим зависит от способности человека использовать личный жизненный опыт и опыт человечества, способность анализировать действия и эмоции других людей, переносить себя мысленно на место другого. Способность умозрительно пережить ситуацию, в которой оказывается другое лицо, требует развитого воображения. Высшим же даром, который обрело человечество в ходе эволюции, является способность переживать чувства другого - т. е. сопереживать ему. Эта способность требует развития таких качеств личности, как милосердие, сострадание, доброта. По мере развития этой способности человек научился сопереживать не только другому человеку, но любым живым существам, которые могут испытывать боль и страдания, иными словами, восприятие мира у человека стало не только этичным, но и биоэтичным.

Этичное и биоэтичное мироощущение - это свойство высокоразвитой психики и в основном доступно только человеку. Однако некоторые высоко организованные виды животных, особенно находившиеся длительное время в контактах с человеком, способны сопереживать; собаки могут отвечать беспокойством, волнением при виде слез или других проявлений страдания человеком: скулить, пытаться лапами отодвинуть руки, закрывающие лицо хозяина.

Таким образом, основа этичного поведения людей имеет эмоциональную природу. Однако для многих людей необходим также рациональный подход, который подкреплял бы их эмоциональные порывы. Такие люди используют в качестве аргумента принцип справедливости; в этом случае они опираются на общепризнанные нравственные нормы - так как справедливость является обязательным требованием к поступкам нравственного человека.

Во взаимоотношениях человека и животных обычно действовали оба принципа: сострадания, милосердия и принцип справедливости. Ход логической мысли был обычно таков: поскольку животные способны чувствовать и понимать, они могут испытывать страдания, как и человек; они могут иметь сходные потребности - питаться, иметь кров и др., - как и человек. Поэтому справедливость требует, чтобы к их страданиям и потребностям человек отнесся со всей серьезностью.

Среди известных деятелей движения в защиту Прав животных одни (философ Том Риган) основали право животных на защиту от страданий на принципе справедливости; другие (философ П. Сингер) стремились воздействовать на эмоции людей, рисуя картины страданий животных.
^ Антропоцентризм и биоцентризм

Антропоцентризм и биоцентризм являются терминами, характеризующими мировоззрение человека, т. е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире. В книге "Биоэтика и образование" (Сидней, Гамбург, 1990) Дж. Р. Мейер приводит схему различных типов мировоззрения, отличающихся пониманием идеи нравственного долга человека. Когда нравственный долг личности распространяется на всех членов группы, мы имеем дело с социоцентризмом. Если считается, что человек должен защищать все разумные существа на земле, такого рода этика называется патоцентризмом. Если в центре внимания находится человек и его потребности, признается, что только человек имеет ценность и, следовательно, человек имеет нравственный долг только перед людьми, то такая философская концепция называется антропоцентризмом. Если, наконец, признается, что человек имеет нравственный долг перед всеми живыми существами на земле, призван оберегать все живое, животных и растения, то такого рода мировоззрение имеет название биоцентризма, т. е. в центре внимания находится "биос" - жизнь, живое.

Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. Это мировоззрение передает крылатое выражение: "Все для человека". Философия, религия Запада поддерживали убеждение в уникальности человека и его места в центре вселенной, в его правах на жизнь всех остальных живых существ и саму планету.

Возникновение антропоцентризма как мировоззренческой концепции относится к античной эпохе. В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, признавала правомерность неравенства между людьми, в частности, рабства, и усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Антропоцентризм Ксенофонта был удобной философией, освобождавшей человека от угрызений совести по поводу судьбы других существ, и приобрел большую популярность. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского. В своей книге "Сумма теологика" Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека; бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы.

Фома Аквинский указывает, что три возражения могут существовать против права человека убивать животное. Первое - это то, что Бог создал всех живых существ и поэтому они должны быть сохранены. Второе - это то, что лишать животное жизни - это убийство, а всякое убийство - это грех. И третье - поскольку в Законе Моисеевом убийство быка или барана другого человека является преступлением, за которое положена смертная казнь, то из этого следует, что убивать животное грешно. И Фома Аквинский указывает, что эти три возражения недостаточно серьезны и их можно опровергнуть. Он утверждает, что нет греха в том, чтобы использовать вещь для той цели, для которой она создана. Далее он говорит, что порядок вещей таков, что менее совершенные используются более совершенными. В процессе возрождения новых поколений природа идет от несовершенного к совершенному. И поэтому ничего нет грешного в том, что человек использует растения для пользы животных, а животных для пользы человека. Что касается убийства животного, принадлежащего другому человеку, то Фома Аквинский говорит, что здесь речь идет только о собственности другого человека, и поэтому оно является незаконным. Фома Аквинский считает, что, поскольку животные неразумны, даже сострадание распространять на животных неправильно, так как сострадание подразумевает своего рода дружественные отношения к объекту сочувствия. Опровергая эти три возражения, Фома Аквинский считает, что человек имеет право убивать животных.

Доктрина Фомы Аквинского стала одной из важнейших религиозных концепций в Западной Европе в отношении животных, начиная с XIII века. Его идеи стали ставиться всерьез под сомнение лишь в XVIII и XIX веках.

В настоящее время антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения. По словам М. В. Гусева (Московский университет, биофак), антропоцентризм продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики. Если наиболее низкому нравственному и духовному уровню человечества отвечала такая позиция, как эгоцентризм, близко к которой стоят расизм, национализм, то антропоцентризм недалеко отстоит от этих воззрений - считая правомерным удовлетворять только интересы человека и делать это за счет других биологических видов. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как философия, и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребительство; человек рассматривал природную среду, животных как свою кладовую, как неисчерпаемый источник материальных благ.

Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Для человечества стало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.

Наиболее значимым событием в области создания альтернативных этических концепций был выход книги Альберта Швейцера "Культура и этика" в 1924 году, где он обосновывал новую этику - универсальную, "этику благоговения перед жизнью". Основным положением этой этической теории стало требование нравственного отношения ко всему живому, моральная ответственность человека за все, что живет.

Возникла новая область знаний - биоэтика, которая основывалась на нравственном отношении ко всему живому - к человеку и животным.

Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции -биоцентризму. Философской основой биоцентризма являются стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому - ахимса.

Профессор М. В. Гусев утверждает, что биоцентризм является наиболее этичной философской концепцией; биоцентризм предполагает, что не один вид или несколько видов, а все живое имеет право на существование, что именно биос, а не просто человек должен встать в центре внимания. Права биоса должны быть защищены в законодательных документах. Биоцентрический подход к пониманию роли и места человека в природе поможет правильно решать и вопросы экологического характера.

Одной из форм претворения в жизнь принципов биоцентризма должно стать изменение отношения к потреблению, поскольку концепция " все для человека" утрачивает силу. Иными словами, человек как потребитель обязан учитывать интересы и других видов, в частности: сохранение мест обитания животных, условий для их выживания; становится недопустимой жестокая эксплуатация земли, уничтожение лесов, связанные с удовлетворением потребностей человека, например, в продукции животноводства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Схожі:

Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека icon1. Основные понятия инвестирования
Введение: цель и задачи курса, предмет и методы изучения курса, связь с другими дисциплинами, рекомендованная литература. Основные...
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека iconСубстанция – это философская категория, которая означает внутреннее...
Кант понимал бытие как способ связи человеческих понятий и суждений. У гегеля бытие совпадало с начальным этапом развития идеального....
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека iconКнига психолога, который решил отправиться "в люди"
В книге приведены обработанные фрагменты дневниковых записей и бесед с человеком, живущим необычайной жизнью. Общаясь с людьми, и...
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека iconОпорные конспекты лекций по дисциплине Основы инвестиционной политики
Введение: цель и задачи курса, предмет и методы изучения курса, связь с другими дисциплинами, рекомендованная литература. Основные...
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека icon22. 4 Биоэтика и поведение человека
Ведь много признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. И только часть человеческих черт обусловлена воспитанием, образованием...
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека iconОсновные понятия в области физ культуры
Физ культура- это составная часть общей культуры, область соц деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных...
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека iconИсследование профессионального развития человека является важнейшим...
Наиболее распростране¬ны два типа моделей этого развития: онтогенетические (возрастные) и профессионал-генетические
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека iconПрофессионально-прикладная физическая подготовка
Ппфп – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной...
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека iconЮридическая психология изучает проявление и использование психических...
...
Т. Н. Павлова Приведены смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих знаний, история развития и использование в деятельности человека iconИстория юридической психологии в России и за рубежом
Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка