Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой




Скачати 263.71 Kb.
НазваСовокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой
Сторінка1/2
Дата конвертації06.10.2013
Розмір263.71 Kb.
ТипДокументы
mir.zavantag.com > Философия > Документы
  1   2
В научной литературе часто употребляют термин "политическое сознание". Надо заметить, что содержание этого термина, как правило, не отличается от наполнения "социально-политического сознания", и потому можно считать их если не тождественными, то максимально близкими.

Категорию "социально-политическое сознание" обычно применяют для обозначения всей совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой. Речь идет о специфической форме общественного сознания, объектом отображения для которой есть политика и все внешние факторы влияния на политику. Поскольку основными субъектами политики являются разнообразные социальные группы, то можно встретить трактовку социально-политического сознания как разнообразия чувств, настроений, взглядов, представлений, интересов, идей, идеалов, ценностей, убеждений, которые связанные со отношением социальных групп к политике, политической власти. Такое понимание есть наиболее социологическим; в соответствии с ним, индивид может быть носителем социально-политического сознания лишь как личность, то есть как представитель определенной или определенных социальных групп. Однако это не означает, что исследователь общественно-политического сознания должен принципиально не обращать внимания на его индивидуальные и массовые психологические компоненты.

Отметим, что на условном "постсоветском пространстве" научный анализ социально-политического сознания продолжительное время осуществлялось в границах прежде всего советско-марксистской традиции. В соответствии с этим подходом, социально-политическое сознание есть отображением социально-экономических и социально-политических (как вторичных) условий жизнедеятельности больших социальных групп, прежде всего, классов. Кое-кто считал, что такое понимание требует сосредоточение на номинально "объективных" аспектах социально-политического сознания, то есть на классовому и идеологическому (как производному от классового). Психологические аспекты (не-классовые идентичности или массовые вкусы) оставались без внимания. Понятно, что подобная абсолютизация подхода не является эффективной, так как имеет своим следствием вульгарную редукцию разнообразного политического мира к банальной плоской картине (заметим, что классическая марксистская философия не предполагает такой абсолютизации).

^ Большинство западных ученых (прежде всего, американских, но и значительная часть западноевропейских) традиционно рассматривали социально-политическое сознание наоборот как индивидуализированное психологическое отображение политики. В таком понимании объединяются элементы бихевиоризма и психоанализа: социально-политическое сознание трактуется как объединение рациональных реакций на политические стимулы и глубинных подсознательных психических проявлений, не связанных с ситуативными изменениями. То есть, социально-политическое сознание есть результатом простого наложения на политическую реальность общего мышления человека, мышление, которое она применяет, сталкиваясь с политикой. Это якобы разрешает выйти за узкие границы политологического подхода, но при этом лишает политику любой специфики и ставит под вопрос необходимость отдельного, специального изучения социально-политического сознания.

Ограниченность обоих условных подходов ("постсоветского" и "западного") есть очевидной. Во-первых, специфика политики как сферы социальной жизнедеятельности есть очевидной: она обусловленная связью политики с властью и управлением, которые составляют ее сущность. Это делает невозможным буквальное применение поведінково-психоаналітичного подхода. Во-вторых, классы не являются исключительными субъектами политики; у этой роли могут выступать любые другие социальные группы и слои населения, а также - в отдельных случаях - политические лидеры. То есть, нельзя и сводить социально-политическое сознание к отображению социально-экономических условий политической деятельности классов. Но невозможность применения указанных подходов в чистом виде есть лишь дополнительным поводом для объединения их потенциально эффективных черт.

Исходя из этого, в наиболее широком виде социально-политическое сознание можно определить как специфическую форму общественного сознания, которое отображает всю совокупность рациональных и подсознательных представлений, толкований и реакций относительно политических процессов, событий, явлений со стороны социальных групп и других субъектов политики. Социально-политическое сознание выражает не только пассивное восприятие политики политическими субъектами, но и факторы, мотивы реального политического поведения и условия его формирования. Социологическое изучение социально-политического сознания невозможное вне границ ее связи с политическим поведением вследствие неразрывного единства сознания и поведения. Социально-политическое сознание отображает те ценности, идеи, идеалы, нормы, стандарты, которые присущий конкретному социальному устройству, и вместе с тем включает в себя взгляды, убеждение, представление, ориентиры, которые их использует человек во время взаимодействия с властью, адаптування к политической системе. Субъектами социально-политического сознания могут быть классы, нации, любые социальные слои, группы, личности.

Формирование социально-политического сознания - сложный, неоднозначный процесс. С одной стороны, можно согласиться с представлениями про условно внешнее привнесение к массовому сознанию центральных идей и представлений социально-политического сознания. "Условно" - поскольку это привнесение осуществляется своеобразными "идеологическими проводниками" классов, партий или других групп. Это отвечает некоторым марксистским идеям и логически вписывается к популярной ныне концепции манипуляции. Но вместе с тем формирование социально-политического сознания связанное с критическим осмыслением людьми социально-политической действительности, с обобщением мыслей и представлений о ней, с неспровоцированным присоединением к уже существующим позициям, с перенятием политической верой в определенные идеалы, с стремлением определить свое место и место своей группы в политическом мире путем своеобразной типизации действующих политических субъектов. Формирование социально-политического сознания также невозможное вне политической практики, вне участия личности или группы в реальных политических отношениях. Поэтому, признавая возможности осуществления направленного влияния на формирование (или изменение) социально-политического сознания, необходимо понимать, что такое формирование есть естественным этапом эволюции социального сознания вообще.

Существует также точка зрения, согласно которой социально-политическое сознание - не просто форма общественного сознания, а определенный уровень социального мышления. Суть социально-политического сознания определяется способностью людей различать групповые интересы, сопоставлять интересы своей группы с другими, находить политические пути (с использованием государства) для реализации этих интересов. То есть, формирование социально-политического сознания - это признак развитого общества, которое достигло высокого степени социальной интеграции и саморегуляции. Вместе с тем речь идет о таком уровне представлений, которое разрешает человеку рационально регулировать собственное политическое участие и взаимодействие с властью (или осуществление власти).

Обычно за такого подхода социально-политическое сознание разделяют на собственное политическую и потестарну. Если политические формы сознания связанные именно с привычками и умениями рационально оценивать и регулировать политические отношения (с учетом многих параметров), и при условиях дополнения этих умений и привычек этическими стандартами разрешают человеку определить свои политические позиции, то потестарні формы сознания базируются на нравственно-эмоциональных вкусах и привычке оценивать политику в системе бинарных оппозиций ("черное-белое", "доброе-плохое", и т.п.).

Но более придирчивый взгляд побудит признать подобный подход (понимание социально-политического сознания как "высокого" уровня социального мышления) не совсем удачным, поскольку он, в свою очередь, сконструированный в границах именно оценочной системы координат. Конечно, не упрощенной на манер "доброе-плохое", но линейной, что предполагает существование исключительной иерархии форм общественного сознания. Подобное абсолютистское понимание эволюции социального сознания (близкое к "неуклонному линейному прогрессу") едва ли есть эффективным на современному равные развития науки. Ведь описанное понимание социально-политического сознания сразу содержит оцениваемый аспект, согласно которому наличие социально-политического сознания - это уже само по себе являть признаком высокого развития общества, а отсутствие - признаком общественной "отсталости". Подобный подход есть ошибочным из общенаучных соображений (научные работы К. Леві-Строса, М. Вебера и др. доказали невозможность оцениваемого, иерархического сравнения разных обществ или разных этапов общественного развития, ведь может идтись о разных системах координат, разные точки отсчета, а не разные равные, степени и т.ін.).

Итак, можно считать приведенное высшее широкое определение социально-политического сознания наиболее удачным для использования в границах политической социологии, если процесс формирования этого сознания рассматривается без отрыва от политической практики или практик, характерных для конкретного общества.

^ Элементы и структура социально-политического сознания

Разные авторы называют довольно много элементов, что они входят в социально-политическое сознание. Перечни таких элементов различаются в зависимости от авторских подходов, но можно сделать условный перечень тех, что приводят относительно регулярно. Итак, основными элементами социально-политического сознания можно считать: чувство, расположения духа, взгляды, представление, интересы, идеи, идеалы, ценности, нормы, убеждение, идентификации, позиции, оценки, мотивы, установки, знание, опыт. Рассмотрим основные из них.

^ Политический опыт есть одним из основных источников формирования социально-политического сознания. Это реальное участие людей и групп в политической деятельности, плюс условия, в которых это участие осуществлялось. Накопление (автоматическое) этой информации и формулирования простейших выводов из нее составляют политический опыт.

Неотъемлемым элементом содержания социально-политического сознания являются политические знания. Поскольку в их основе лежит политический опыт, в разной степени осмысленный и систематизированный, они во многом определяют социально-политическое сознание. Политические знания могут быть теоретическими (разработанными политическими учеными и идеологами) и эмпирически-повседневными.

Политические знания тесно связаны с политическими интересами - осознанием личностью или группой своих политических потребностей и интересов. Интересы определенной мерой зависят от имеющихся знаний, но в то же время они могут выступать стимулом приобретения новых. Усвоение новых знаний в свою очередь помогает человеку или группе более четко формулировать свои политические интересы, сознавать пути их реализации. Как правило, политические интересы - это классовые интересы; но в обществах с невыраженной, неустановившейся классовой системой говорят об интересах групп, смертных казней, еліт, и т.п..

^ Политические представления - это взгляды на государство, политическое устройство, режим, разные политические процессы, явления и события. Они не всегда являются обоснованными, рациональными, но, тем не менее, выступают как один из центральных элементов социально-политического сознания. Политические представления - это первоначальный результат восприятия политики личным или групповым сознанием. В них отбивается отношение к политическому настоящему, минувшего и будущего, а степень распространения тех или других представлений есть важной характеристикой социально-политического сознания вообще.

Политические представления лежат в основе политических установок. Это более или менее четко сформулированное отношение человека или группы к политическим институтам, процессов, систем, лидеров, которое включает готовность к определенным действиям относительно них. Установки связаны с политическими интересами, поскольку, во-первых, содержат націленість на действии, которые должны удовлетворять определенные политические потребности, а, во-вторых, также Обычно рассматриваются как классовые, групповые. Однако базой формирования политических установок следует считать политические ценности.

^ Политические ценности - это социально-групповые, социально-классовые представления о необходимости или желательности средств политической власти, про целые политики и пути их достижения. Личность "пропускает" эти представления сквозь фильтр собственных особенностей и на основе полученного формирует свои установки. Политические ценности - это упроченные оценки политических явлений, процессов, которые являются максимально обобщенными и содержат своеобразные идеальные модели поведения, обусловленные отношением к явлениям иd процессов. Цели, что их содержат политические ценности, также часто являются идеальными, то есть не предполагают буквального достижения, а функционируют как ориентиры. Это объединяет политические ценности с идеалами. Политическая ценность отражают принцип, стандарт, который оправдывает или возражает, осуждает определенный образец политической реальности или поведения. Политические ценности фиксируют также важнейшие, фундаментальные нормы относительно политики, которые служит основой возникновения симпатий или антипатий. Поэтому социально-политическое сознание очень остро реагирует на отклонение политической ситуации от не только желательной, выгодной, но и от "нормальной", такой, что отвечает ценностным стандартам, идеалам. Реакции на такое отклонение формируют политические расположения духа.

^ Политические настроения - этот наиболее изменяемый элемент социально-политического сознания. Они находятся в прямой зависимости от конкретной социальной ситуации, политических, экономических обстоятельств. В то же время политические настроения не являются эфемерными; они способные наносить выдающегося влияния на состояние социально-политического сознания, играть решающую роль даже сравнительно с ценностями или интересами.

Именно политические настроения в совокупности с политическими знаниями формируют политические оценки. Это групповые и индивидуальные (что зависят от групповых) оценочные суждения относительно политических актеров, событий и политики в целом; в этих оценках помещается как общее, "принципиальное" отношение к определенным элементам политики, так и ситуативное условное распределение на "доброе" - "плохое", "приемлемое" - "неприемлемое", "эффективное" - "неэффективное". Политические оценки не сводятся к моральных; наоборот, в многих случаях политические и моральные оценки не имеют общих пересечений. Поясняется такая ситуация сложным взаимодействием политики и морали, политического и морального сознания, ведь как нормативная система и (в особенности) система управления политика не столько "продолжает" мораль (как, например, во многом ее продолжает право), а заменяет. Политика - это очень часто альтернатива морали. Но, в свою очередь, это не означает, что политические оценки полностью лишены морального аспекта. Моральные стандарты влияют на формирование политических оценок, тем не менее их влияние не является определяющей. Укажем также, что политические оценки являются фундаментом формирования общественной мысли, которая, впрочем, есть не элементом общественно-политического сознания, а отображением состояния его массовой, будничной формы (речь идет об общественной мысли как совокупность суждений, а не про ее институциональный аспект).

^ Политические оценки предшествуют политическому доверию (или недоверию). Политическое доверие - это определения степени легитимности политических актеров и институтов, уровень поддержки политической деятельности персон, групп и организаций. Некоторые ученые предлагают рассматривать доверие как самостоятельный элемент социально-политического сознания. Но следует скоріше считать доверие важной разновидностью отношения к политике, политического настроения и тех же политических оценок. Значение политического доверия еще и в том, что ее можно считать также проявлением определенных политических чувств и/или убеждений.
  1   2

Схожі:

Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconОрганизации объединенных наций
Меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, и проводить мирными средствами,...
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconКнига адресована также врачам, агрономам и педагогам, бизнесменам,...
Эта книга адресована людям всех возрастов, всех национальностей, любой специальности, социального и политического статуса. Она написана...
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconПредмет, структура и функции социологии политики. Ее основные понятия
Предметом политической социологии являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой, социально-политические...
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconОчерк теории социального государства
Федерация является правовым социальным государством. Тем самым Россия вслед за Конституцией Германской Федеративной Республики и...
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconЛ мотивация политического поведения (2 ч) Вопрос № Психологические...
Д. Мак-Клелландом и Дж. Аткинсоном выделены основные мотивы политического лидерства (ПЛ)
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconПриложение 2 образец оформления тезисов работ участников экономико-правовой летней школы
Вашингтона с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Сша рассматривали регион как удобную площадку для экспериментов,...
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconПримерный перечень вопросов для подготовки к госэкзамену по Праву...
Понятие, виды и функции социального обеспечения. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconШаманизм является древнейшей формой духовного самовыражения, известной...
Среди всех рас и традиций человек, обладавший способностью воспринимать недоступное другим, имевший опыт реальности, отличающейся...
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой icon01 Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии. Специфика человеческого бытия
Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Совокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального бытия, которые взаимодействуют с политикой iconСубстанция – это философская категория, которая означает внутреннее...
Кант понимал бытие как способ связи человеческих понятий и суждений. У гегеля бытие совпадало с начальным этапом развития идеального....
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка