Предисловие к третьему изданию 3




НазваПредисловие к третьему изданию 3
Сторінка1/30
Дата конвертації24.07.2013
Розмір6.76 Mb.
ТипДокументы
mir.zavantag.com > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к третьему изданию 3

Предисловие к четвертому изданию 4

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 4
Предмет философии, ее место и роль в культуре 4
Научная ориентация философии. Мировоззренческая и
методологическая функции философии 8
Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманис
тическая функция философии 10
Практическая ориентация философии. Моральная
функция философии 13
Назначение философии 16
О смысле дальнейшего изложения 19

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 21

Глава 1.1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 21

Милетская школа философии 21

Школа Пифагора 23

Гераклит и элеаты 24

Атомисты. Левкипп и Демокрит 26

Школа Сократа 28

Софисты 30

Платон 32

Аристотель 39

Философия раннего эллинизма 44

Неоплатонизм 49

Характерные черты античной философии 50

Глава ^ 1.2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 52

Историческая справка 52

Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности 53

Креационизм 54

Провиденциализм. Время 55

Символизм. Средневековая герменевтика 57

Реализм и номинализм 58

Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа 60

Общество и природа 63

Средневековая теодицея 64

Глава 1.3. ^ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 6 7

Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии 67

Человек — творец, художник 69

Гуманизм 71

Философия Кузанского 73

Философия Джордано Бруно. Пантеизм 74

Глава 1.4. ^ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII в. 77

Философия Бэкона 77

Философия Декарта (картезианство) 80

Галилей и Ньютон: создание теоретической механики 82

Выработка нового юридического мировозрения. Правовые идеи

философии Локка 84

Философия Лейбница 86

Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания 87

Глава 1.5. ^ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. 89

Историческая справка 89
Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах 90

Философия в Германии. Кант и Фихте 93
Сравнение двух главных философских направлений XVIII в. 97

^ Глава 1.6.ОГ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ К ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ

МАТЕРИАЛИЗМУ 99
Философия Гегеля 99
От антропологического материализма Фейербаха к диалек
тическому материализму Маркса 103

^ Глава 1.7. ОГ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ К ГЕРМЕНЕВТИКЕ 108

Философия жизни 108

Экзистенциализм и фундаментальная онтология 111

Феноменология Гуссерля 113

Герменевтика 115

^ Глава 1.8. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 118

Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн 118

Логический позитивизм 120

Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун 124

Лингвистическая философия Витгенштейна 128

Аналитизм. Выводы 131

^ Глава 1.9. ОТ СТРУКТУРАЛИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ 133

Структурализм 133

Мишель Фуко: философия дискурсивных практик 134

Жак Деррида: деконструктивизм 135

Жан Лиотар: постмодернизм 136

Выводы 137

Глава 1.10. ^ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 138

Историческая справка 138
От славянофильства к религиозно-этическому искательству 139

Философия западников 141

Философия В.С.Соловьева 142

Русская философия в XX в. 145

Характерные черты русской философии 147

^ Глава 1.11. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 148

О философии Запада и Востока 148

Индийская философия 149

Китайская философия 150

Заключение к курсу "История философии" 151

ЧАСТЬ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 153

^ Глава 2.1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ 153

Проблема существования 153

Виды бытия 154

Многообразие и единство бытия 155

Пространство и время 158

Диалектика, диалог, диспут, дискурс 162

Изменение и развитие. Закономерности 163

Выводы 166

Глава 2.2. ^ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ 167
Философия о природе человека 167
Природа психических функций человека, способность
познавать мир 170
Чувственное познание. Память и воображение 172
Рациональное познание. Мышление 173
Единство чувственного и рационального познания 175
Творчество. Интуиция 176
Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм 178
Что есть истина? 180
Объяснение, вчувствование, интерпретация, действие,
понимание 185
Ценность. Философия как аксиология 188
Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал 189
Выводы 193

Глава 2.3. ^ ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО МИРА

ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ 193
Философия языка 193
Единство и многообразие языков. Метаязык.
Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык 199
Философия культуры. Культура и цивилизация 202
Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное 205
Философия практики 208
Добро. Три этики. Личность, проблема свободы и ответственности 212
Смысл человеческого бытия 218
Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание 221
Выводы 225

Глава 2.4. ^ ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ 226
Пути понимания природы общества 226
Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в
развитии общества 229
Общество и его структура 232
Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций.
Запад-Россия-Восток 235
Выводы 240

Глава 2.5. ^ ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 241

Исторические формы отношения человека к природе 241

Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума 244

Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм 246

Выводы 248

Глава 2.6. ^ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 249

Что есть наука? 249

Эмпирический уровень научного познания 250
Теоретический уровень исследования. Природа научных

концептов 255

Становление научной теории и рост теоретического знания 257

Теоретические методы 260

Наука в поисках истины 264

Идеалы науки. Этика ученого 266

Соотношение философской, религиозной и научной картин

мира 268

Выводы

^ Глава 2.7. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 271
Происхождение и природа техники 271
Основные проблемы философии техники 274
Техника и этика 277
Человек в информационном обществе 281
Выводы 285

Г л а в а 2.8. СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО 285
Человек во Вселенной 285
Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и
перспективы современной цивилизации 289

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 292

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Курс философии в таблицах 294

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 100 вопросов на понимание курса философии 305

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Советы студентам 309

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Требование (федеральный компонент)

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

по философии 310

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Программа курса философии 311

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Примерное почасовое планирование курса философии 318

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Методические заметки (для преподавателей) 320

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Годы жизни выдающихся философов

(в хронологическом порядке) 323

ЛИТЕРАТУРА 324

СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ 329

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬВ.А.Канке

ФИЛОСОФИЯ

Исторический и систематический

курс

Издание четвертое, переработанное и дополненное

^ Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений

Москва · «Логос» β 2002


УДК 1(091) ББК87.3 К19

^ Предисловие к третьему изданию


Рецензенты:



Доктор философских наук профессор В.Н. Князев Кандидат философских наук доцент И.Б. Крюков

Книга отмечена дипломом Лауреата смотра учебной литературы для системы

профессионального образования на XI Московской международной книжной ярмарке 1998г.

Канке В. А.

К19 Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и дон. — М: Издателъско-книготор-говый дом «Логос», 2002. — 344 с. ISBN 5-94010-004-Х

Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, культуры, науки и техники. Отличается от третьего издания (М.: Логос, 2000) освещением новейших тенденций философствования, огвечаюших перспективам XXI века. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной Государственным образовательным стандартом второго поколения (2000 г.). Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др.

Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широких кругов читателей.

ББК87.3

ISBN 5-94010-004-Х

© Канке В. А., 1996 © Переработка и дополпе! КанкеВ.А., 1997,2000 © «Логос», 2002

Настоящий учебник за весьма непродолжительное время выдержал два издания и разошелся тиражом более 50 тыс. экземпляров. Его доброжелательный прием читателями, и прежде всего студентами, аспирантами и преподавателями высших учебных заведений, побудил автора к подготовке нового издания, где получили развитие те подходы к построению курса философии, которые, как представляется, отражают характерные черты духовной атмосферы, предвосхищающей XXI век.

Повседневное общение со студенческой аудиторией убедило автора, что молодые интеллектуалы наших дней отдают предпочтение не пухлым учебным руководствам, изобилующим деталями и комментариями, а компактным книгам, четко и ясно раскрывающим существо дела. С учетом этого в настоящем учебнике сжато и в то же время полно, в строгом соответствии с государственным образовательным стандартом изложены история философии и ее систематический курс.

В отличие от книг, предлагающих какое-либо одно философское исповедание веры, в новом издании учебника предпринята попытка донести до читателей реальное многообразие философских идей, подходов и позиций. Автор полагает, что это не затруднит, а напротив, стимулирует становление философской культуры и развитие самостоятельного мышления будущих специалистов.

Наконец, не пренебрегая наследием прошлого, автор сосредоточил внимание на освещении наиболее современных направлений философии, в числе которых выделяются по своему значению феноменология, герменевтика, аналитическая философия и философский постмодернизм. Дело в том, что как раз в русле этих направлений накоплен тот духовный опыт, который более всего необходим человечеству и каждому мыслящему человеку, чтобы достойно встретить вызовы, искушения и императивы нового столетия и вызревающей вместе с ним новой исторической эпохи.

Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства.

Москва 1999, июль

^ Предисловие к четвертому изданию

Введение ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

В ходе подготовки четвертого издания учебника в его текст внесены изменения, отражающие новые требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения (2000 г.).

Дальнейшее развитие получили те подходы к построению курса философии, которые, как представляется, отвечают наиболее характерным чертам интеллектуальной атмосферы нового века. Концептуальные основания учебника включают: метод сравнительно-исторического анализа наиболее содержательных философских направлений, идеи плюрализма, принцип актуализма (опора на достижения современной мировой философии), установка на придание тексту книги высокого теоретического уровня и должной дидактико-методической прозрачности и оснащенности. Особое внимание уделяется морально-экзистенциальным началам философской культуры, т.е. тем аспектам духовного формирования молодых интеллектуалов, идущих навстречу вызовам и искушениям, императивам и проблемам новой исторической эпохи, которые помогают им не только в осмыслении реалий меняющегося мира, но и в выборе ответственной гражданской и нравственной позиции.

Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства.

Москва 2000, июль

^ Предмет философии, ее место и роль в культуре

Почему человек философствует? В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на эти вопросы достаточно определенно, лучше всего рассмотреть примеры подлинного философствования, без которого можно прийти к разговору ни о чем.

Итак, сначала примеры, а затем выводы. Разумеется, примеры связаны с творчеством великих философов, ведь философствование прежде всего как раз и есть то, чем они занимались и занимаются.

Первый пример касается разработки Сократом и Платоном концепции идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие науки и искусства. В конечном счете именно античная концепция идей оценивается ныне как смыслообразующая основа современной постиндустриальной цивилизации.

Теперь можно поставить существеннейший для нашей темы вопрос — почему концепция идей является по своей природе философской, а не, например, математической. Дело в том, что в своем философском содержании концепция идей соотносится с любыми идеями, а не только с математическими или экономическими, это во-первых. Во-вторых, концепция идей максимально действенна, она как бы пронизывает всю сферу бытия человека, вызывает к жизни не один, а целый поток существеннейших вопросов, относящихся к сферам личной и общественной жизни, политики, образования и т.д. Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.

Второй пример не менее показателен, чем первый. Речь идет о концепции ответственности, развитой в последние

два десятилетия целой группой американских и западноевропейских мыслителей. Об ответственности знали давно, но в ранг философской доктрины ее возвели лишь сейчас. Концепция ответственности призвана поставить заслон действиям различного рода эгоистов и экстремистов, всех тех, кто за маской свободолюбия преследует, вопреки интересам других, свои корыстные цели, т.е., иначе говоря, ведет себя безответственно по отношению к обществу. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение.

Два приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте, она имела своих творцов и две с половиной тысячи лет назад, и сейчас. Философия, как и все ценное в жизни людей, есть результат самоотверженной работы энтузиастов. Философские звезды в отличие от астрономических - это люди, они находятся среди нас, озаряют нас светом философствования.

Итак, что же такое философия? Буквально греческое слово "философия", впервые введенное в обиход Пифагором, переводится на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. Выявляет ли наше разъяснение специфику философии? Лишь отчасти, ибо стремление к мудрости характерно не только для философов, но и для ученых, поэтов, священников. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Ясно, что такого рода смыслы имеют для людей основополагающее значение, отказ от них равносилен безумию: зачем же отказываться от того, что является нашим высшим интеллектуальным достижением, а во многом и руководством в практической жизни.

Таким образом, философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек). Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura дословно означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура — это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составля-

ющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия — это пиковые достижения культуры, наивысший уровень самоосмысления человечества, достигнутый к настоящему времени. Не существует такая область культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Заметим, что философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

До сих пор мы рассматривали философию в целом, не касались ее структуры, строения. Но всякое целое не монолитно, оно состоит из частей. У философии их достаточно много. Рассмотрим те из них, которые наиболее рельефно выделяют своеобразие философии. Философия есть поиск ответов на главные вопросы бытия. Какие именно?

Гениальный ^ Иммануил Кант сумел, как считает абсолютное большинство философов, сформулировать их выразительно и кратко. По Канту, сферу философии можно подвести под следующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

Три первых вопроса сводятся к последнему и детально рассматриваются в научно-ориентированной, морально-ориентированной и религиозно-ориентированной философии соответственно.

Современный философ, как правило, придерживающийся некоторых концепций, сказал бы, что главным концептом является в первом случае истина, во втором — добро, в третьем — вера в Бога; и все это объединяется в понимание человека (и общества) как интегральной самодостаточной ценности. Последующее, после Канта, развитие философии выявило первоочередную философскую потребность обращения не только к научным и моральным, но и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека: что я могу почувствовать, пережить? Что есть красота, прекрасное, возвышенное? На эти новые вопро-

сы отвечает философия, ориентированная чувственно-эстетически. Еще один результат развития новейшей философии ·— потеря религиозно-ориентированной философией своего былого центрального места в структуре философии (многие вопросы, которые раньше рассматривала религиозно-ориентированная философия, теперь переведены в область морально-ориентированной философии). С учетом изложенного, добиваясь более детальной характеристики философии, рассмотрим последовательно научную, чувственно-эстетическую и моральную ориентации философии. В качестве главных концептов философии выступают истина, красота и добро, основные лики философского творчества человека.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Схожі:

Предисловие к третьему изданию 3 iconПредисловие к первому изданию
Воспроизведено по второму изданию Культурно-просветительного кооперативного товарищества «Начатки знаний» — Петроград — 1923
Предисловие к третьему изданию 3 iconПредисловие к первому изданию
Воспроизведено по второму изданию Культурно-просветительного кооперативного товарищества «Начатки знаний» — Петроград — 1923
Предисловие к третьему изданию 3 iconПредисловие к переработанному изданию "Книги мучеников" 7
Мученическая смерть Уильяма Тиндейла (1536), Джона Фриса и Эндрю Хевета (1533) 66
Предисловие к третьему изданию 3 iconПредисловие автора к четвертому изданию
Что может быть убедительнее фактов и кто станет отрицать их? Разве одни только невежды, но торжеству их скоро наступит конец
Предисловие к третьему изданию 3 iconПредисловие ко второму изданию
Добавьте к этому концепцию Айкидо об ответственности за защиту своего противника, и вам покажется абсолютным чудом то, что в свое...
Предисловие к третьему изданию 3 iconПредисловие к второму изданию
Я рад снова, уже более спокойно, вернуться к моему труду, чтобы пополнить его и кстати воспользоваться случаем ответить на те замечания,...
Предисловие к третьему изданию 3 iconПредисловие к четвёртому изданию
Привычные теперь имена Иван, Семён, Михаил были так же непривычны для слуха наших предков, как сейчас для нас звучат имена Матомба,...
Предисловие к третьему изданию 3 iconСодержание предисловие к русскому изданию введение как пользоваться книгой часть первая
Книга содержит описание медитаций, разработанных самим Ошо, набор древних методов, которые он, подобно науке, излагал в «Вигьяне...
Предисловие к третьему изданию 3 iconСодержание предисловие к русскому изданию введение как пользоваться книгой часть первая
Книга содержит описание медитаций, разработанных самим Ошо, набор древних методов, которые он, подобно науке, излагал в «Вигьяне...
Предисловие к третьему изданию 3 iconПредисловие к русскому изданию книга
Книга адресована всем, кто заинтересован в разоблачении лжи: политикам и бизнесменам, врачам и юристам, психологам, педагогам, менеджерам,...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка