Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения




Скачати 30.08 Kb.
НазваТии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения
Дата конвертації15.10.2013
Розмір30.08 Kb.
ТипДокументы
mir.zavantag.com > Биология > Документы

тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения.

б) Предопределение к дилеммам

Обратимся к Положению шестому, представляющему собой едва ли не самый сложный, неоднозначный и «ка­верзный» фрагмент «Идеи...».

Начнем с пространного цитирования.

«Трудность, на которую указывает уже сама идея этой за­дачи (предустановленная цель человеческого культурного совершенствования. — Э.С.) состоит в следующем: чело­век — это животное, которое, коль скоро оно живет среди других членов своего рода, нуждается в господине. Ибо он, как известно, непременно злоупотребляет своей свободой в отношении других себе подобных, и хотя, как разумная тварь, он и желает закона, который полагал бы границы сво­боды для всех, все же себялюбивая животная склонность побуждает его к тому, чтобы всюду, где это только можно, де­лать исключение для самого себя. Следовательно, он нужда­ется в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил подчиниться общепризнанной воле, при которой каждый может быть свободным. Но откуда он возьмет тако­го господина? Нигде, кроме как в человеческом роде, его отыскать нельзя. Господин этот, увы, также есть животное, которое нуждается в господине. Поэтому выходит, что с чего бы ни начинал человек, невозможно усмотреть, каким обра­зом он мог бы раздобыть для себя такого верховного главу пу­бличной справедливости, который сам был бы справедлив; [причем] безразлично, мыслит ли он такового в качестве от­дельного лица или в качестве сообщества многих избранных для этого лиц. Ведь каждый из них всегда будет злоупотреб­лять своей свободой, если над ним нет никого, кто принуж­дал бы его в соответствии с законами. Верховный глава дол­жен быть справедливым сам по себе и все же [не может не] быть человеком. Вот почему задача эта — труднейшая из всех; совершенным образом решить ее даже и невозможно: из столь кривого дерева, из которого сделан человек, не мо­жет быть вытесано ничего совершенно прямого»56.

Со времени первых откликов обиженного Гердера этот горький, размашистый, как бы одним порывом осиленный текст фигурирует в качестве примера и доказательства подспудного пессимизма кантовской философской антро­пологии. В нем видели — да еще и сегодня продолжают ви­деть — ее мрачную подноготную, которая, будучи однаж­ды проговорена (если не выболтана), превращает в пустую декларацию все либерально-гуманистические выкладки Канта. Предполагается, что в «глубине сердца» он почитал господское принуждение (пусть даже совершенно деспоти­ческое) в качестве неодолимого проклятия, наложенного природой на человеческий род57.

На деле только что процитированный текст — это всего лишь крайнее (критико-риторическое и предельно откро­венное) выражение несогласия с благодушным оптимиз­мом, простирающимся от позднего Просвещения к Фихте и Гегелю.

В предыдущих главах я не тематизировал философской антропологии Канта, хотя уделил достаточно много внима­ния ее ключевым формулам. Напомню, что человеческое существование определяется Кантом как «моральный образ мысли в борьбе». Понятие господина уже предполага­ется в этом определении, хотя вовсе не имеет в виду вне­шнего принуждения. Кант концентрирует внимание на фе­номене самопринуждения, самодисциплины — на «умении властвовать собой». «Быть господином себе самому» единственная универсалия господства (единственная пред-социальная, сверхисторическая, философско-антропологи-ческая его дефиниция), которую допускает этика категори­ческого императива.

Вместе с тем «умение властвовать собой» вовсе не явля­ется всеобщим определением человека, извлеченным из [исторического] опыта. Последний, напротив, свидетель­ствует о том, что, хотя все люди призваны быть господами над самими собой, они лишь в редких случаях являются таковыми на деле: «много званых, да мало избранных».

Внешнее принуждение («господство» в общеупотреби­тельном смысле этого понятия) этически оправдано и приобретает достоинство философско-антропологиче-ской категории лишь в той мере, в какой человек осознает ограниченность своей способности к самодисциплине и вполне добровольно запрашивает внешнее — судейское


272

273


Схожі:

Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconО естественном состоянии человеческого рода в его отношении к счастью и бедствиям людей

Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения icon-
Аллаху, Господу миров! Хвала Ему премногая и преблагая, такая, которую Он любит, и которой Он доволен! Да пребудет благословение...
Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconСовокупности духовных явлений политического мира и других сфер социального...
В научной литературе часто употребляют термин "политическое сознание". Надо заметить, что содержание этого термина, как правило,...
Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconВолгоградский филиал
...
Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconТема Основные этапы развития терроризма как социально-политического явления
Акимова Н. В. Исторические аспекты вооруженного насилия // История государства и права. – 2008. N 20
Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconЛитература эпохи Возрождения
Ради пользы и благого поучения, для увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости,...
Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconБессмертие или воскресение
В своей новой книге он проводит тщательное библейское исследование человеческой природы как неразделимого целого и развивает мысль...
Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconУтверждено постановлением мэрии города от 19. 04. 2011 №1560 Положение о Почетной грамоте мэра
Трудовые, творческие коллективы предприятий разных форм собственности, учреждений, организаций, общественные организации, находящиеся...
Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconЛ мотивация политического поведения (2 ч) Вопрос № Психологические...
Д. Мак-Клелландом и Дж. Аткинсоном выделены основные мотивы политического лидерства (ПЛ)
Тии «задачи природы для человеческого рода», взятом в конкретности его социально-политического выполнения iconЗакон природы. Так считает Марк Марронье, знакомый читателям по романам «99 франков»
«99 франков» и «Каникулы в коме». Но причина его развода с женой никак не связана с законами природы, просто новая любовь захватывает...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2013
звернутися до адміністрації
mir.zavantag.com
Головна сторінка